Факторы, определяющие уровень правовой культуры.
Общее понятие правовой культуры.
Функции правосознания.
Классификация правосознания.
Структура правосознания.
Общее понятие правосознания.
1. Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях |и о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).
2. Структуру правосознания составляют:
ü правовая идеология;
ü правовая психология;
ü индивидуальные знания о праве;
ü личностные ценности индивида;
ü субъективная воля индивида.
Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдельной личности.
Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений чувства, настроения, переживания
|
|
Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).
Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.
Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.
3. Правосознание классифицируется:
по носителям:
индивидуальное - личное отношение человека к праву;
групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д.;
корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев на рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов, христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.);
массовое - правосознание больших групп людей; общественное - правосознание всего общества; по уровню:
обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;
профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);
научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки.
|
|
Ч. Основными функциями правосознания являются:
информационно-познавательная - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;
регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения.
ВОПРОС 81, Правовая культура
1. Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
2. Правовую культуру определяют:
ü степень развитости правосознания населения;
ü уровень развития правовой деятельности;
ü степень совершенства вAправовых актов.
3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется:
ü признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод;
ü осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;
ü правовой установкой граждан на правомерное поведение;
ü знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов;
ü широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
ü позитивным отношением к суду.
Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:
ü наличие сильной юридической науки;
ü качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;
ü вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;
ü высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
ü соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
ü развитость и совершенство государственного аппарата;
ü авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
ü наличие гарантий независимости судебной власти;
ü демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
ü высокое качество правоприменительной деятельности.
Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:
ü наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
ü соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых
ü (подзаконных) актов - законам; $/ четкой иерархии нормативно-правовых актов;
ü высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.
ВОПРОС 82. Правовое воспитание