Признаки высокого уровня правовой культуры

Факторы, определяющие уровень правовой культуры.

Общее понятие правовой культуры.

Функции правосознания.

Классификация правосознания.

Структура правосознания.

Общее понятие правосознания.

1. Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях |и о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).

2. Структуру правосознания составляют:

ü правовая идеология;

ü правовая психология;

ü индивидуальные знания о праве;

ü личностные ценности индивида;

ü субъективная воля индивида.

Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдель­ной личности.

Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений чувства, настроения, переживания

Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой от­дельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).

Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.

Субъективная воля индивида - способность человека на основании зна­ний, чувств принимать решение, которое будет определять правомер­ность или неправомерность его поведения.

3. Правосознание классифицируется:

по носителям:

индивидуальное - личное отношение человека к праву;

групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д.;

корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев на рынке, физиков, вра­чей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллиген­ции, заключенных), членов партий (коммунистов, христианских де­мократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.);

массовое - правосознание больших групп людей; общественное - правосознание всего общества; по уровню:

обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;

профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);

научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специа­листам в области правовой науки.

Ч. Основными функциями правосознания являются:

информационно-познавательная - высокий уровень правосознания спо­собствует распространению правовой информации и накоплению юри­дических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оценива­ются те или иные правовые явления;

регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдель­ной личности способствуют выработке и распространению правомер­ного поведения.

ВОПРОС 81, Правовая культура

1. Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод челове­ка, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдель­ным членом общества.

2. Правовую культуру определяют:

ü степень развитости правосознания населения;

ü уровень развития правовой деятельности;

ü степень совершенства вAправовых актов.

3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

ü признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод;

ü осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;

ü правовой установкой граждан на правомерное поведение;

ü знанием гражданами норм конституции, положений важнейших зако­нов и иных нормативно-правовых актов;

ü широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

ü позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

ü наличие сильной юридической науки;

ü качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;

ü вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;

ü высокий профессионализм и качество законотворческой деятельно­сти;

ü соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

ü развитость и совершенство государственного аппарата;

ü авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

ü наличие гарантий независимости судебной власти;

ü демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных спо­ров;

ü высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:

ü наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким право­вым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

ü соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых

ü (подзаконных) актов - законам; $/ четкой иерархии нормативно-правовых актов;

ü высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и под­законных актов, актов применения права.

ВОПРОС 82. Правовое воспитание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: