Понятие и признаки государства.
Вопрос о понятии государства является очень древним. При определении государства необходимо учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений, но и сложность, многогранность самого понятия государство. Кельзен говорил, что есть четыре возможных подхода к определению государства.
1. В юридическом смысле (это правовой феномен, своего рода корпорация и отношения между ним и правом самое обычное – государство хоть и издаёт, санкционирует нормы права, всё же подчиняется ему).
2. В социологическом смысле (социальная реальность, существующая независимо от её правового порядка и правовой действительности).
3. В органическом смысле (государство – это живой организм).
4. По мнению Кельзена (и его сторонников нормативистов) государство – это система норм или политически организованное общество. Аристотель: Государство – это общество ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее
Некоторые авторы дают определение государства через его признаки.
|
|
Признаки государства: Марченко.
1. Аппарат власти и управления. Выделен из общества и стоит над ним. Состоит из особого типа людей, которые не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь осуществляют свои управленческие функции.
2. Наличие аппарата принуждения. Состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки и так далее (1+2=публичная власть). Кроме того это существенно отличает государство от первобытно-общинной организации, где власть полностью совпадала с населением общины.
3. Территория (в отличие от первобытно-общинного строя, где общины формировались по кровному признаку, в государстве его юрисдикция распространяется по территории). Территория государства – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. На своей территории государство обладает всей полнотой власти. Кельзен – территория в узком (то, где лишь одно государство уполномочено издавать обязательные для исполнения акты) и в широком (уполномочены на это несколько государств).
4. Суверенитет. Верховенство – это способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения + независимость на международной арене.
5. Налоги. Первоначально – чтобы содержать армию, позднее направлялись и на образовательные, культурные и иные цели.
6. Символы, памятные даты, атрибуты.
государство - организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельностью общества, имеющая территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.
|
|
Некоторые выделяют связанность правом. Признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является создание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством
В предыдущих лекциях было показано, что экономика не может управлять собой сама, без вмешательства государства, даже если ее будет направлять вездесущая и "невидимая рука" личной выгоды. Рыночных сил недостаточно прежде всего для поддержания такого объема национального производства, который обеспечил бы полную занятость имеющихся в экономике производственных ресурсов, а также для сохранения стабильного уровня цен. Рынок обнаруживает и ряд других "провалов" (монополизация, внешние эффекты, несправедливое распределение доходов и пр.), о которых говорилось в курсе "Микроэкономика" и из которых выводились основные функции государства, направленные на повышение эффективности функционирования экономической системы в целом. Именно поэтому произошел симбиоз рынка и государства, и современная экономика большинства стран не является ни чисто рыночной, ни всецело государственной. "Две составные — рынок и правительство — необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них — все равно, что аплодировать одной рукой" Это цитата из сочинения "Экономика" выдающихся экономистов Самюэльсона и Нордхауса.
Благодаря государственному вмешательству в работу рынков развитым странам удалось значительно уменьшить амплитуду циклических колебаний, снять остроту кризисных явлений и добиться существенного прогресса в экономическом развитии.
Макроэкономическая роль государства проявляется через прямое регулирование, проведение денежно-кредитной и финансовой (бюджетной) политики. Существует три основных способа государственного воздействия на экономику:
1. прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров (нормирование, например, ограничение экспорта и импорта), регулирования цен и доходов);
2. денежно-кредитная политика;
3. фискальная (налогово-бюджетная) политика.
Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.
В данной лекции сначала будет рассмотрена денежно-кредитная политика государства, задача которой состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны. Эту политику государство проводит через банковскую систему.