Федеральный закон об основах обязательного социального страхования

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендуемая литература

Рекомендуемые нормативные акты

1. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996

№ 7-ФЗ.

2. Об общественных объединениях: федер. закон от 12.01.1996

№ 82-ФЗ.

3. О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тамбовской области: закон Тамбов-ской области от 30.04.2008 № 369-З.

1. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) / Ю.В. Белянинова // СПС КонсультантПлюс. – 2009.

2. Гриб, В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов го-сударственной власти в социальной сфере / В.В. Гриб // Социальное и пенсионное право. – 2010. – № 4. – С. 13 – 17.

3. Крылов, К.Д. Международные ориентиры и методология соци-ального и государственно-частного партнёрства / К.Д. Крылов // Трудовое

право в России и за рубежом. – 2010. – № 4. – С. 2 – 8.

4. Непсо, С.В. Благотворительность и благотворительные организа-ции в социальной политике государства / С.В. Непсо // Общество и право. –

2009. – № 3. – С. 290 – 292.

5. Пронина, Л.И. Совершенствование финансирования учреждений, бюджетных услуг и социально ориентированных некоммерческих органи-заций / Л.И. Пронина // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерче-ских организациях. – 2011. – № 2. – С. 23 – 28.



Необходимость преподавания курса «Основы социального государ-ства» и включение его в учебные планы подготовки определяется многи-ми причинами, среди которых: социально-экономическая ситуация в стране, эволюция отечественного законодательства, направление развития современного российского общества, его институциональная структура, специфика социальных процессов и многое другое, что характеризует современную Россию. Иными словами, появление такой дисциплины яв-ляется с одной стороны – требованием времени, с другой – одним из мно-гих его признаков, указывающих на глобальные изменения политической, правовой и социальной действительности.

Происходящие изменения зачастую принимают форму цивилизаци-онного вызова, непосредственно влияют на процесс формирования прин-ципов и инструментов государственного управления, отношения государ-ственной власти и общества. Прежде всего это актуально для такой сфе-ры, как социальное обеспечение и социальная защита. Поэтому одной из главных задач курса «Основы социального государства» является подго-товка специалистов, способных решать не только практические задачи на основе формального подхода и требований закона, но и имеющих новый, социально ориентированный тип мировоззрения. В конечном счёте, про-фессиональный кругозор и компетенция определяются не только простой совокупностью знаний, навыков и умений, но прежде всего способностью их творческого применения в самых разных ситуациях. Таким образом, изучение курса более направлено на формирование правосознания и раз-витие творческих способностей студентов, что поможет им в будущем успешно выполнять свои профессиональные обязанности с учётом задач государственной социальной политики и социального заказа общества.



1. Алексеев, И.А. Юридическая ответственность органов и должно-стных лиц местного самоуправления за реализацию полномочий в облас-ти образования / И.А. Алексеев, Е.А. Абрамова // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 72 – 75.

2. Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского сою-за. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов – М.: Экономика, 2006.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации /

М.В. Баглай. – М., 1997.

4. Баталов, Э. Доживёт ли Россия до социального государства? / Э. Баталов // Российская Федерация. – М., 1996. – № 8. – С. 48.

5. Безруков, А.В. Реформирование высшего юридического образо-вания в контексте конституционных преобразований в современной России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2011. –

№ 5. – С. 55 – 59.

6. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные зна-

ния. – 2000. – № 2. – С. 25 – 29.

7. Горохов, Б.А. Трудовые споры. Чему не учат студентов: учебно-практическое пособие / Б.А. Горохов. – М., 2011. – 144 с.

8. Давыдова, Е.В. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения / Е.В. Давыдова // Отдел кадров бюджетного учреж-

дения. – 2011. – № 8. – С. 36 – 44.
9. Иванова, М. Социальное государство, гражданское общество и

профсоюзы / М. Иванова // Солидарность. – 2005. – № 14.

10. Леонов, И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / И.В. Леонов. – М., 2006.

11. Калашников, С.В. Очерки теории социального государства / С.В. Калашников. – М., 2006.

12. Каменская, Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / Н.А. Каменская // Медицинское право. –

2011. – № 4. – С. 20 – 24.

13. Левашов, В. Россия: социальное государство и стратегия устой-чивого развития / В. Левашов // Обозреватель. – М., 1996. – № 8. – С. 15.



14. Микульский, К.И. Социально-экономические модели в совре-менном мире и путь России. В 2-х книгах / К.И. Микульский. – М., 2005.

15. Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практи-ческое пособие / Г.А. Жилин, В.В. Коробченко, С.П. Маврин и др.; под ред. С.П. Маврина. – М., 2011. – 296 с.

16. Петров, А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник / А.Н. Петров. – М., 2007. – 232 с.

17. Пронина, Л.И. Совершенствование финансирования учреждений, бюджетных услуг и социально ориентированных некоммерческих органи-заций / Л.И. Пронина // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерче-

ских организациях. – 2011. – № 2. – С. 23 – 28.

18. Путрова, О.В. История развития законодательства о негосударст-венном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и совет-ский периоды / О.В. Путрова // Социальное и пенсионное право. – 2011. –

№ 2. – С. 22 – 26.

19. Путило, Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен / Н.В. Путило // Журнал российско-

го права. – 2010. – № 10. – С. 36 – 45.

20. Рабец, А.М. Конституционные предпосылки права человека на компенсацию вреда, причинённого жизни и здоровью, и его место в системе основных прав и свобод человека в Российской Федерации /

А.М. Рабец // Гражданское право. – 2009. – № 3. – С. 3 – 6.
21. Салмина, М. Досрочная пенсия / М. Салмина // ЭЖ-Юрист. –
2010. – № 27. – С. 10.  
22. Сергеев, Ю.Д. Модернизация законодательства: проект Закона
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» /
       

Ю.Д. Сергеев, Е.А. Боговская // Медицинское право. – 2011. – № 4. –

С. 3 – 10.

23. Силко, И.Г. Нюансы заключения и расторжения срочного трудо-вого договора / И.Г. Силко // Отдел кадров бюджетного учреждения. – 2011. – № 6. – С. 34 – 45.

24. Соколов, А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества /

А.Б. Соколов // Общество и право. – 2010. – № 2. – С. 281 – 285.
25. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М.,
2008.    
26. Храмцов, А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский

опыт / А.Ф. Храмцов. – М.: ИСП РАН, 2005.



27. Ширант А.А. Генезис принципов пенсионного обеспечения: нор-мативный подход / А.А. Ширант // Трудовое право в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 41–42.

28. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: федер. закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ.

29. Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде-рации: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

30. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсион-ных накоплений: федер. закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

31. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от

17.12.2001 № 173-ФЗ.

32. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе-дерации: федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

33. Об основах обязательного социального страхования: федер.

закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

34. О высшем и послевузовском профессиональном образовании:

федер. закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ.

35. Об охране здоровья граждан: основы законодательства Россий-ской Федерации; утв. ВС Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1.

36. Об образовании: закон Российской Федерации от 10.07.1992

№ 3266-1.



Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федера-тивное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна-ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязан-ность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За-хват власти или присвоение властных полномочий преследуются по феде-ральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еётерриторию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы име-ют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосно-венность своей территории. (…)

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекраща-ется в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её терри-тории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, преду-смотренные Конституцией Российской Федерации.



3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация – социальное государство, политика кото-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь

и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, ус-танавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовст-ва и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соци-альных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономическо-го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным обра-зом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, прожи-вающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос-нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. (…)

Глава 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и сво-боды человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор-мам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадле-жат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.



Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение зако-нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (…)

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.Свобода деятель-ности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объ-единение или пребыванию в нём.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пике-тирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного само-управления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан-ные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к госу-дарственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в от-правлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государ-ственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способ-ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.



Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, поль-зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по ре-шению суда. Принудительное отчуждение имущества для государствен-ных нужд может быть произведено только при условии предварительного

и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственно-сти землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими при-родными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни бы-ло дискриминации и не ниже установленного федеральным законом мини - мального размера оплаты труда,а также право на защиту от безработицы.

4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому дого-вору гарантируются установленные федеральным законом продолжитель-ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность роди-

телей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.



Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и

в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание до-полнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произ-вольно лишён жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправле-ния поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществ-ления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждаю-щимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соот-ветствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соот-ветствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные програм-мы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по раз-витию государственной, муниципальной, частной систем здравоохране-ния, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и са-нитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, соз-дающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответствен-ность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинён-ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государ-



ственных или муниципальных образовательных учреждениях и на пред-приятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить выс-шее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образо-вания.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государствен-ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образо-вания и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно-го, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Ин-теллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользова-ние учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и куль-турного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по за-щите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутриго-сударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рас-смотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.



Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридиче-ская помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стра-жу или предъявления обвинения. (…)

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинён-ного незаконными действиями (или бездействием) органов государствен-ной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, об-ратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо-мент его совершения не признавалось правонарушением. Если после со-вершения правонарушения ответственность за него устранена или смяг-чена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме-няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас-ности государства. (…)

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. За-коны, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение нало-гоплательщиков, обратной силы не имеют.



Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соот-ветствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на заме-ну её альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществ-лять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. (…)

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государ-ственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприят-ных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласо-вания интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредст-венно связанных с ними отношений по:

- организации труда и управлению трудом;

- трудоустройству у данного работодателя;

- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

- социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмот-ренных законом случаях;

- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;



- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нор-мы трудового права;

- разрешению трудовых споров;

- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмот-ренных федеральными законами.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного пра-ва и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непо-средственно связанных с ними отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере

труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасно-сти и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих празднич-ных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в пол-ном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей дос-тойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже ус-тановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дис-криминации на продвижение по работе с учётом производительности тру-да, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профес-сиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организа-цией в предусмотренных законом формах;

- сочетание государственного и договорного регулирования трудо-вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;



- социальное партнёрство, включающее право на участие работни-ков, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудо-вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллектив-ных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установлен-ном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия за-ключённого договора, включая право работодателя требовать от работни-ков исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законо-дательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

- обеспечение права на обязательное социальное страхование ра-ботников.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, со-циального и должностного положения, возраста, места жительства, отно-шения к религии, политических убеждений, принадлежности или непри-надлежности к общественным объединениям, а также от других обстоя-тельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определя-ются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.



Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере тру-да, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещён.

Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политиче-ских взглядов или идеологических убеждений, противоположных уста-новленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социаль-ной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работ-ник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоя-щим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отка-заться от её выполнения, в том числе в связи с:

- нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой её не в полном размере;

- возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты

в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

- работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей её альтерна-тивной гражданской службе;

- работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычай-ного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

- работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

- работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следую-щие понятия и термины:

- страховой взнос – обязательный платёж на обязательное социаль-ное страхование;

- тариф страхового взноса – ставка страхового взноса, установлен-ная на конкретный вид обязательного социального страхования с начис-ленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц;

- социальный страховой риск – предполагаемое событие, при насту-плении которого осуществляется обязательное социальное страхование;

- страховой случай – свершившееся событие, с наступлением кото-рого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, уста-новленных федеральными законами, – также и страхователей осуществ-лять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

- обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее страховое обеспечение) – исполнение страховщиком, а в отдельных слу-чаях, установленных федеральными законами, – также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении стра-хового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспече-ния, установленных федеральными законами о конкретных видах обяза-тельного социального страхования;

- страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;

- средства обязательного социального страхования – денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного соци-ального страхования

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, дос-тупность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по



обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социаль-ного страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений

в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлени-ем страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

1.1. Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное забо-левание, беременность и роды, рождение ребёнка (детей), уход за ребён-ком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные феде-ральными законами о конкретных видах обязательного социального стра-

хования.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных ви-дах обязательного социального страхования.

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социаль-ному страхованию

1. Утратил силу c 1 января 2010 г. – Федеральный закон от

24.07.2009 № 213-ФЗ.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного со-циального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предос-тавлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;



3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производст-ве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральны-ми законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в меди-цинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребёнка;

12) утратил силу c 1 января 2010 г. – Федеральный закон от

24.07.2009 № 213-ФЗ; 13) социальное пособие на погребение. (…)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: