Из биографии Жана Бодена

Многие знаменитые люди имеют очень непростую биографию. Жан Боден, очевидно, принадлежит к их числу. Он родился в 1530 году во французском городе Анжере. Происхождение его утонуло во мраке средневековья: о его отце нам не известно ничего; мать, кажется, была еврейкой, эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований. Этот факт, видимо, сыграл большую роль в формировании мировоззрения философа. Боден получил юридическое образование в Тулузе заслужил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. Вероятно, именно неудача в карьере профессора привела его в 1561 году в Париж, где он попытал свои силы на адвокатском поприще. Биограф Бодена Бодрияр, живший в Париже в XIX веке, пишет:”Более предрасположенный к кабинетным размышлениям, чем к адвокатской импровизации, он почти полностью отдается углубленному философскому изучению истории и права, собирая обширный материал, который помог ему в дальнейшем воздвигнуть себе свой главный памятник.” “Таким образом, он стал выдающимся публицистом, вероятно из-за того, что не был хорошим адвокатом”- делает вывод Бодрияр.

1566 год ознаменовался выходом в свет его первой знаменитой книги “Метод облегченного изучения истории”. (“Methodus ad facilem historarum cognitionem”) Эта книга стала популярна во всей Европе, выдержав несколько иданий. Правда следует заметить, что ее содержание не вполне соответствовало интригующему названию. Впрочем, об этой работе Бодена будет сказано ниже.

В том же году Боден сделал доклад королю Карлу IX о причинах инфляции во Франции. По мнению Бодена инфляцию вызвало наводнившее страну золото и особенно серебро, ввозимые из Америки. Жан Боден был сторонником количественной теории денег, которая в измененном виде сохранилась и до наших дней. Через два года этот доклад был опубликован под другим названием.

В 1572 году Жан Боден едва не пострадал во время Варфоломеевской ночи. Неизвестно, что его спасло. Возможно, не удалось определить, к какой вере Боден принадлежит. Этот вопрос мучает ученых по сей день. Так, историки с родины Бодена, из Анжера - это течение получило название анжевизм - считает, что Боден всю свою жизнь был католиком. Однако, известна его связь с Орденом кармелитов, который хоть и был одобрен папой, но все же стоял несколько особняком. Кроме этого в ранний период своей жизни он был очень привязан к иудаизму. Боден считался большим специалистом в области толкования священных еврейских книг. Вероятно, своей привязанностью к этой религии он обязан матери-еврейке. Позже Боден стал все более склоняться к кальвинизму, а в конце жизни он перешел на сторону Священной Лиги - организации французских католиков, созданной в 1576 году (союз заключен в замке Жуанвиль) и направленной против гугенотов. Этот темный период биографии Жана Бодена исследователи толкуют весьма различным образом. Одни говорят, что произошла “измена принципам терпимости”. Другие, как З.Издебски говорят, что “все происходило во время террора, и многие крупные чиновники переходили к Лиге под давлением”. Третьи же уверены, что на самом деле Боден все время был истинным католиком.

1576 год стал одним из наиболее важных в жизни Бодена. Во-первых, в этом году он стал королевским адвокатом в Лионе. Тогда же вышло и главное произведение Бодена - “Шесть книг о государстве” на французском языке. В 1576 году Боден кроме этого представлял третье сословие на Генеральных штатах в королевской резиденции в Блуа. Требования полного и немедленного запрещения реформистских течений он считал равнозначными объявлению недопустимой войны. А следует напомнить, что XVI век во Франции был веком религиозных войн. Боден предлжил вместо этого напротив выпустить королевский эдикт о веротерпимости. Принятие положительного решения по этому пункту явилось очень важным, так как не позволило королю принимать крайние и опасные меры. Чего удалось избежать Франции мы можем видеть хотя бы по событиям Варфоломеевской ночи. Следует добавить, что в 1576 году обстановка в стране в целом была даже более напряженной, чем в 1572. Смелое выступление Жана Бодена привело к резкому охлаждения между ним и королем. Еще недавно приглашавшийся на торжественные пиршества (в качестве человек, с которым король беседовал о политических вопросах), он подвергся гонениям со стороны королевской власти и был вынужден перейти в католическую веру.

С 1580 по 1583 годы Бодену довелось служить у герцога Алансонского (позже - Анжуйского) Франциска, брата короля Карла. В качестве посла он находился при дворе Елизаветы Английской. Королева Елизавета также высоко оценила его ум и остроумие. Здесь его всегда были рады видеть несмотря на сложные отношения двух держав.

В 1587 году Жан Боден наследовал от своего тестя должность королевского прокурора.

Скончался Боден в очень преклонном возрасте, но не от старости, а от чумы. Это произошло в 1596 году в Лионе. Как замечал позже один из многочисленных врагов Бодена Жак Жийо, Боден умер “не сказав ни слова об Иисусе Христе”.

Имя Жана Бодена официально не предавалось анафеме, но после того как стало известно о его произведении “Диалог семерых о религии” (ненапечатанной, но имевшейся в значительном количестве в рукописях), все заслуги этого философа были надолго забыты.

3. Книга “Метод облегченного изучения истории”

Как уже говорилось выше, книга “Метод облегченного изучения теории” (“Methodus ad facilem historiarum cognitionem”) стала первым знаменитым его произведением. Здесь были высказаны основы того, что впоследствии было высказано в главной его работе -”Шесть книг о государстве”. Однако, было бы неверным сказать, что “Шесть книг...” явились развитием “Метода...”. Основная идея “Метода...” заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно, что Жан Боден так часто цитирует Платона.

В своей работе Жан Боден не только обуславливает особенности народов климтическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о роли этих факторов на социальное-политическое устройство государств, находящихся в различных точках Земного шара (и даже в сравнительно недавно открытой Америке!). Он пишет об особенностях развития науки на севере и на юге, на западе и востоке. Наконец, он приходит к определенным выводам о роли различных государств в жизни Европы в период рабовладельческого и феодального строя. При этом он не ограничивается государствами Европы, но переносит свой интерес и на государства Передней Азии и Ближнего Востока.

Как уже говорилось, труды Бодена на русский язык до сих пор не переведены. Поэтому, на мой взгляд, большую ценность представляют отрывки, которые почерпнуты мною у разных авторов, в том числе и тех, которые самостоятельно занимались переводом отдельных фрагментов.

“ Мы избегнем заблуждения древних, если разделим на три равные части всю область, простирающюуся от экватора до полюса и содержащую 90 градусов. Тридцать градусов мы предоставим жаре, тридцать холоду и еще тридцать градусов оставим для района умеренного, где можно жить счастливо в свое удовольствие, за исключением нескольких местностей, какими являются суровые для жизни людей районы...” Точно так же и “под тропиками... можно найти районы, где богатство почвы таково, что жители не ощущаю тяжкой суровости климата.” “Точно так же дело обстоит и в южном полушарии,”- продолжает он.

Попытаемся разобраться, что дало право Бодену так разделить Землю. Взглянем на карту. Тридцатый градус северной широты проходит как раз по линии главного хребта Атласских гор на западе Африки и Эль-Гизе (где стоят Великие Пирамиды) на востоке. Двигаясь по этой параллели в том же направлении, мы миновали бы крайний юг Палестины и Междуречья. Севернее Тридцатого градуса находятся Китай и Япония. Только одно великое государство - Индия - располагалось южнее. Проследив историю от Древнего мира до эпохи Бодена, мы заметим, что, за исключением Индии, ни одна цивилизация не переступала порога Тридцатого градуса. Справедливости ради надо заметить, что Боден не мог не знать о великом государстве ацтеков в Средней Америке, расположившемся значительно южнее Тридцатого градуса, так как он расспрашивал всех путешественников, побывавших в Новом Свете, а проблема ацтеков в те годы стояла весьма остро. Однако, не следует забывать об оговорке об исключениях. Показательно, что было сказано о возможности существования цивилизацию южнее Тридцатого градуса, но не севернее Шестидесятого.

Теперь рассмотрим, как проходит Шестидесятый градус. В Европе, если двигаться с Запада на Восток, он проходит чуть южнее Шетландских островов, затем - по южной части Норвегии и Швеции и далее уходит в северные районы Московии. В Северной Америке он касается южной оконечности Гренландии и пересекает архипелаги севернее Гудзонова пролива, которые лишь 10 лет спустя (в 1576 году) начали изучаться англичанином Мартином Фробишером. Таким образом, лишь одна страна - “дикая Исландия” - полностью находилась севернее Шестидесятого градуса. Да и то, ее существование обеспечивалось только мощным теплым течением Гольфстримом да большим количеством гейзеров, коими славится это островное государство. Норвегия, благодаря Гольфстриму, также частично перешагнула рубеж Шестидесятого градуса. Швеция севернее этой параллели представляла собой лишь безлюдные лесные просторы, а еще восточнее - в России - и вовсе не было ни одного города (Архангельск был основан 18 лет спустя, в 1584 году).

Далее полосу от Тридцатого до Шестидесятого градусов Боден делит еще на три части - северную, среднюю и южную. Оперируя историческими данными (главным образом, отсылая читателя к античной истории), Боден делает определенные выводы относительно закономерностей исторического развития цивилизаций.

“Сила внутреннего тепла делает таким образом более сильными и крепкими тех, кто находится на севере, чем тех, кто пребывает на юге. Поэтому величайшие империи всегда распространялись на юг и почти никогда не расширялись с юга на север.”

Обратимся же к истории и мы.

Как до сих пор считается, древнейшей цивилизацией в мире была Египетская. Она возникла около пяти тысяч лет назад. Следует отметить, что появление единого Египта и начало эпохи Раннего царства было вызвано завоеванием Нижнего царства Верхним. То есть первая в мире империя как раз распространялась с юга на север. Во времена Древнего царства (XXVIII - XXIII века до нашей эры) экспансия египетских фараонов была направлена, главным образом, на юг - в Эфиопию. Но совершались военные походы и в Ливию и Палестину. Период Среднего царства (XX - XVIII века до нашей эры) с одной стороны ознаменовался победой юга (победа Фив над Гераклеополем), с другой же закончился крахом Египта в результате вторжения гиксосов - азиатских орд, стоявших на более низкой ступени развития, однако, имевших в своем распоряжении более современное вооружение, в частности, боевые колесницы. В эпоху нового царства (ХVI - VI века до н. э.) произошли следующие события. Во первых, восстание на юге привело к освобождению страны. Затем происходило расширение царства как на юг, так и на север, и наконец крушение Нового царства в результате вторжения сравнительно отсталых персов.

Можно сделать вывод о том, что с севера на юг была направлена военная экспансия, с юга же на север - культурно-политическая. Сходная картина выявляется также в борьбе государств Междуречья, Персии и Армении. В Индии объединение происходило обычно в направлении с севера на юг, а в Китае - с северо-востока на юго-запад.

В последнее тысячелетие Древнего мира существовала глобальная тенденция передвижения более отсталых народов с востока на запад и захват ими территорий цивилизованных стран. Эта тенденция получила название Великого переселения народов.

На ее фоне, однако, проявлялись и другие направления экспансии. Во-первых, это, конечно, поход Александра Македонского, направленный в противоположную сторону (336-325 годы до н. э.). Затем, движение галлов в Северную Италию, этрусков, пришедших, кажется, из Малой Азии, на Рим, римлян в Южную Италию. Движение это увенчалось наконец Пуническими войнами и завоеванием Северной Африки.

И все же основная тенденция победила, разрушив весь Древний мир. Произошло это опять же в результате наступления с северо-востока.

Во период средневековья продолжалась военная экспансия с севера и востока (нашествие арабов на восток, монгол на арабскую Среднюю Азию и Русь, турок (как сельджуков, так и османов) на Южную Европу, варягов на Русь, в Англию и Нормандию, немцев в Италию).

“ Так как тело и дух наделены противоположными свойствами, то чем сильнее первое, тем слабее второй,”- продолжает он.

“ Очевидно, что насколько дух владеет южанами, настолько тело владеет скифами (скифами Боден называет северян, хотя собственно скифы находились к югу от нас).Но существует третья раса людей, обладающих благороднейшей способностью, умением подчиняться и приказывать, людей, обладающих достаточной силой, чтобы не поддаться хитрости южан, и надлежащей мудростью, чтобы справиться с грубой силой готов.”

“Об этом в конце концов выносит свой приговор история, показывая, как гунны, готы, вандалы сумели быть достаточно храбрыми, чтобы завладеть Европой, Азией и Африкой, но не обладали мудростью чтобы удержать завоеванное. Напротив, те, которые знали, как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с народами, способными к политической жизни, умели в течение очень длительного времени хранить свои империи.”

Далее Жан Боден несколько наивно объясняет почему северяне отличаются от южан или жителей средней зоны.

“Людей севера стремительно влечет к жестокости. Что касается южан, то они скупы или, скорее, бережливы и скаредны.”

“Народы юга благодаря длительной привычке к созерцанию, которая подобает черной желчи, оказались творцами самых достопримечательных наук - физики, математики, религии, и астрономии.”

Черная желчь, которая по Гиппократу является жидкостью меланхолии, по Бодену приводит к развитию абстрактных наук.

“Северяне по причине обилия крови и жидкости, коими ум их был настолько подавлен, что мог обнаруживаться лишь с трудом, самопроизвольно стремились ко всему, что очевидно - механике, металлургии, ремеслу, книгопечатанию.”

Кровь - символ сангвиника. Конечно, нас, северян, может оскорбить такой пассаж, но, поразмыслив, можно прийти к выводу, что Боден хотел сказать лишь, что северяне более склонны к прикладным наукам. И действительно, большинство открытий в области техники принадлежит северным странам: Англии, Германии, Скандинавии, России.

“От жителей же средней зоны происходят установления, законы, обычаи, право, торговля, хозяйство, красноречие, диалектика, политика. Эти районы дали величайших полководцев, лучших законодателей, справедливейших судей, проницательных юристов, прославленных ораторов, способных купцов, знаменитых актеров и писателей.”

К странам средней зоны Боден причисляет Грецию, Рим, Италию, Францию.

Боден определяет и моральные устои представителей различных стран. Так добродетелью северян он считает военную доблесть, южан - благочестие и религиозность, а жителей средней зоны - благоразумие.

Уже в этом произведении более всего Бодена занимают способы организации государства. Он считал, что самое сильное государство образуют жители севера. Но, тем не менее, оно менее устойчиво, чем государство средней зоны, ибо государство средней зоны - есть государство разума, а его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл, и люди ленивы, пассивны.

Географический детерминизм Жана Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей, и особенно на взгляде Шарля Монтескье. В конце XIX - начале XX веков географический детерминизм уступил свои позиции марксизму и немецкой классической философии, но сейчас, когда роль психологии человека в поведении общества стала играть не последнюю роль, идея географического детерминизма вновь приобретает вес.

Географический детерминизм Жана Бодена - очень тонкая теория. Одно неосторожное движение может привести к опасным философским выводам. На основе географического детерминизма родились шовинистические теории XIX - XX веков. Но с другой стороны географический детерминизм может помочь вернее строить дипломатические и личные отношения с представителями иностранного государства. С помощью концепции географического детерминизма мы можем точнее предсказать влияние определенных факторов на политическое и социальное состояние государства. Не зря же говорят “Что русскому хорошо, то немцу-смерть”. Можно сказать, что Жан Боден создал с одной стороны первую геополитическую модель нового времени, а с другой - впервые вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: