Образование Древнерусского государства 5 страница

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144746" Декрет о мире – один из первых официальных внешнеполитических документов Советского государства, подготовленный В. И. Лениным и принятый единогласно II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября 1917 г. Декрет о мире являлся также декларацией, в которой содержался призыв ко всем воюющим народам и их правительствам начать совместные переговоры о мире без аннексий и контрибуций. Под аннексией или захватом чужих земель понимался не только захват, но и удержание чужих земель, как во время войны, так и до нее. Необходимо отметить, что определение аннексии, данное Лениным, отличается от современного, которое состоит в том, что – аннексия – это насильственное присоединение государством территории другого государства, в то время как в определении, данным В. И. Лениным – это насильственное присоединение народности, то есть исторически сложившейся общности людей. Мир без аннексий означал, по существу, провозглашение нации на самоопределение. В Декрете провозглашался отказ от тайной дипломатии и от договоров, подписанных царским и Временным правительствами.

2 декабря 1917 г., реализуя Декрет о мире, советское государство заключило договор о перемирии с Германией и ее союзниками HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144024" 7, а в марте 1918 г. – подписало Брестский мирный договор HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144025" 8, что означало выход России из войны.

В основе аграрной политики советской власти лежал HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144748" Декрет о земле. За основу Декрета большевики взяли «крестьянский наказ», отражавший в целом эсеровскую программу уравнительного землепользования. В Декрете о земле (с включенным в него «крестьянским наказом») земля объявлялась всенародным достоянием (соответственно, упразднялась частная собственность на землю, что фактически означало национализацию земли и ее недр) и предусматривалась возможность существования различных форм землепользования, запрещалось применение наемного труда и аренды земли, вводилось уравнительное землепользование.

Для претворения в жизнь этого законодательного акта HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144809" 19 февраля 1918 г. ВЦИК принял декрет «о социализации земли» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144026" 9.

Национально-государственная политика страны Советов, ее основы, были сформулированы от имени СНК 2 ноября 1917 г. в HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144750" Декларации прав народов России, в которой закреплялись равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Этот небольшой по объему законодательный акт имел важное значение для реализации на практике права наций на самоопределение вплоть до отделения (провозглашенного еще на I и II съездах Советов), для национально-государственного строительства в советской республике. Декларация прав народов России, в частности, создала правовую основу для признания независимости Финляндии и Советских республик, возникающих на национальных окраинах Российской империи.

В любой стране при существенных социально-политических и экономических преобразованиях происходит изменение как судебной системы, так и системы правоохранительных органов – полиции, прокуратуры, органов расследования – органов, содействующих деятельности судов. Так и большевики во время Октябрьской революции считали «обязанностью революции» не реформирование судебных и связанных с ними органов, а полное уничтожение «до основания» всего аппарата старого суда: вместо него должен был быть новый, советский суд, в основе которого был бы классовый принцип «участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144027" 10. Главенствующая роль должна была быть не у постоянного судьи, которому отводилась роль консультанта в области права, а у народных заседателей. В чем же состояли специфические черты революционных преобразований? Прежде всего, в необходимости следовать не законам «свергнутых правительств», а исключительно революционному правосознанию, при этом поощряя самовольное судейство и узаконение общегражданских обвинения и защиты. «Во время революций новые формы юстиции, как, по-видимому и прочие формы, лишь внешне, ритуально напоминают одноименные институты свергнутого режима» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144028" 11. «Революция собирает в один кулак и комкает все относительно самостоятельные элементы прежнего государства» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144029" 12. Показательны следующие высказывания лидеров революционной советской судебной системы: нарком юстиции Н. В. Крыленко писал: «Правильное, соответствующее классовым интересам пролетариата, функционирование суда может быть гарантировано лишь при наличии систематического и повседневного руководства им со стороны единой направляющей инстанции, дающей соответствующее указание по каждому или по поводу каждого выдвигаемого жизнью случая» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144030" 13; в дальнейшем Н. В. Крыленко опубликовал и установку, согласно которой суд – это «реальное орудие в руках государственной власти» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144031" 14.

Вторая цитата принадлежит большевику, бывшему присяжному поверенному, члену коллегии Наркомюста М. Ю. Козловскому: «Суды не более и не менее как органы власти, как органы диктатуры. Забудьте иллюзии о независимости судов. Надо раз и навсегда сказать, что это такие же органы исполнительной власти пролетариата» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144032" 15. К тому же революция «уничтожила кадры судейских чиновников, адвокатов и прокуроров не только физически, но и вполне лишила прежнего персонала возможностей доступа к новой судебной машине и заполнила ее угодными революции кадрами». HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144033" 16 Такой подход не мог не породить множество проблем в сфере судоустройства, которые должны были быть разрешены немедленно в целях сохранения «главенствующей роли пролетариата».

И проблемы нового судоустройства, частично, были решены HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144751" Декретом СНК РСФСР «О суде» (№ 1) от 24 ноября 1917 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144034" 17. Это был главный документ, заложивший основы советской судебной системы. Он отменял старое право, упразднял «доныне существующие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов». Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Что же вместо этого предлагалось? Декретом формировались две системы судов – система общих судов (общая) и система революционных трибуналов (особая).

Народные суды образовывались советами трудящихся, функции обвинения и защиты также передавались в руки «трудового элемента» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144035" 18. При решении дел судьям надлежало руководствоваться «не писаными законами свергнутых правительств, а декретами Совнаркома, революционной совестью и революционным правосознанием» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144036" 19. На практике это означало, что если правоохранительные органы и лица не могли сослаться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Безусловно, это вело к бессистемности в работе госорганов, таило немало угроз для нового государства. Форма законодательных актов была различной, при том что четкого разграничения между ними не было: обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной была форма декрета HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144037" 20. Вместо мировых судей учреждали местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам суммой иска до трех тысяч рублей, по уголовным – наказанием не свыше двух лет лишения свободы.

Предварительное следствие в Декрете № 1 с оговоркой «до преобразования всего порядка судопроизводства» производили местные народные судьи, нарушив тем самым демократический принцип – отделение следствия от суда. Причем постановления местных судей о личном задержании и о предании суду должны были быть подтверждены постановлением всего местного суда. В тех случаях, когда предварительное расследование вели следственные комиссии, вопросы о дальнейшем направлении дела, его прекращении и прочее решались судом, что позволяло последнему осуществлять своего рода надзор за следствием. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых в стадии предварительного следствия, являлись «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». С принятием Декрета о суде № 1 (в 1917–1922 гг.) предварительное следствие осуществлялось различными госорганами и должностными лицами из представителей рабочего класса, зачастую не имеющими знаний и опыта следственной работы.

Декрет о суде № 1 учредил революционные трибуналы. Советское государство уделяло созданию ревтрибуналов как механизму защиты новой власти особое внимание. В сжатые сроки были изданы нормативные акты, регламентировавшие организацию, процессуальный порядок, подсудность трибуналов и следственных комиссий. Подобных актов в отношении общих судов за это время издано не было. Первым нормативным актом был опубликованный Наркомюстом 28 ноября 1917 г. в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» (№ 238) документ под названием «Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов». Затем вышла Инструкция ревтрибуналам от 19 декабря 1917 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144038" 21. В обоих актах смертная казнь в качестве меры наказаний отсутствовала, но среди общего перечня наказаний появилось «объявление врагом народа» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144039" 22 – мера, встречаемая исключительно в практике революционных трибуналов.

С ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Революционным трибуналам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». При вынесении приговора они руководствовались исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции.

В период действия данного Декрета апелляция отменялась и допускалась лишь кассация решений. В отношении доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Таким образом, из анализа Декрета о суде № 1 видно, что он не предусматривал института возвращения уголовных дел для дополнительного расследования. В то же время, право помилования в советское законодательство было введено Декретом № 1, в котором указывалось, что «право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти» (сообщения с мест показывали, что суды пользовались предоставленным им правом).

В развитие и дополнение Декрета о суде № 1 ВЦИК 7 марта 1918 г. принял HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144845" Декрет «О суде» № 2 HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144040" 23. В Декрете указывалось, что «судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов. В этом последнем случае в решениях и приговорах должны быть указаны мотивы отмены судом устарелых или буржуазных законов».

Для рассмотрения дел по первой инстанции, превышавших подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались городскими и уездными Советами. Предварительное следствие сохранилось, но при этом менялась ведомственная принадлежность органов и должностных лиц, которые были уполномочены для расследования преступлений. В целях расследования дела, следственная комиссия могла обратиться за содействием как к красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно и к государственным и общественным учреждениям. Участие защиты в стадии предварительного следствия могло быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины, причем решения по этим вопросам подлежали обжалованию в окружной народный суд. Для производства предварительного следствия учреждались специальные следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах создавались также коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве обвинителей или защитников. По уголовным делам обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду. «Если же данное постановление окружным народным судом было признано недостаточно обоснованным, то от него зависело возвратить дело в следственную комиссию для доследования или поручить таковое одному из членов суда».

Согласно декретам, суд имел право по своему убеждению определять меру наказания, причем народные заседатели имели право уменьшить «положенное в законе наказание по своему убеждению вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания». Также суд был свободен в оценке доказательств. Так, например, в Декрете указывалось, что «в отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит, по обстоятельствам дела, допустить те или иные доказательства».

Стоит отметить, что нормы Декрета № 2 повышали оперативность в рассмотрении дел, но ущемляли интересы сторон и прежде всего подсудимого.

Декрет СНК от 20 июля 1918 г. «О суде» № 3 HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144041" 24 был введен в развитие и дополнение HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144751" Декретов о суде № 1, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144845" № 2 и Декрета о революционных трибуналах, разрешил местным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и уголовные дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет. По более сложным уголовным делам, подсудным местному народному суду, производилось предварительное следствие следственными комиссиями. Очевидно, что использование старого права могло быть лишь только временным, поэтому Декретом о суде № 3 изымалась прежняя оговорка о возможности использования старого законодательства, в то же время не было и прямого запрета на применение старых законов. Также Декретом № 3 регулировались вопросы подсудности уголовных дел местными народными судами, в то же время ничего не говорилось о их доследовании.

После Октябрьской революции HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144751" Декретом о суде № 1 органы прокуратуры царской России были ликвидированы. Прокурорский надзор был восстановлен Постановлением ВЦИК лишь 28 мая 1922 г. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144042" 25 Функции по надзору за соблюдением революционной законности выполняли Рабоче-крестьянская инспекция, Народный комиссариат юстиции РСФСР с его местными органами в системе губернских исполкомов, коллегия обвинителей при Революционном трибунале ВЦИКа, а также органы ВЧК.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=45648" § 6. Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК)

После самоликвидации Петроградского ВРК 7 декабря 1917 г. Совет народных комиссаров принял постановление об образовании при нем Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125098" контрреволюцией и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125112" саботажем (ВЧК) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144043" 26 и ее филиалов, вплоть до волостных и уездных. 15 декабря 1917 г. было ликвидировано Главное управление по делам милиции МВД Временного правительства. Наиболее опытные российские юристы, в том числе и среди большевиков, понимали, что отказ от принципа разделения властей, замена законов «революционным правосознанием» чреваты большими бедами. Были попытки противостоять такому развитию событий. Примечательны два постановления Народного комиссариата юстиции, датированные декабрем 1917 г., «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность арестов» и «О производстве арестов, обысков, выемок и всяких иных следственных действий только по ордерам следственных и судебных учреждений» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144044" 27. При этом выраженная в них позиция главенства закона неизбежно вступала в противоречие с революционной практикой. ВЧК твердо держала курс на ускоренное проведение следствия, вынесение и приведение в исполнение собственных приговоров, вплоть до «беспощадного уничтожения врагов советской власти на месте преступления» HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144045" 28. И даже Совнарком был не в состоянии повлиять на этот конфликт. На одном из заседаний (январь 1918 г.) Наркомюсту поручили «в кратчайший срок» проверить обоснованность содержания в тюрьмах политических заключенных и тех из них, кому не предъявлено обвинение в течение 48 часов, освободить. Но дальше разговоров дело опять не пошло.

Состав и структура ВЧК формировались постепенно. Во главе ВЧК стоял президиум в составе председателя, двух заместителей и двух секретарей. На начальном этапе в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и по борьбе с HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125098" контрреволюцией и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125112" саботажем. В последующем были образованы ещё отделы – по борьбе со спекуляцией; борьбе с преступлениями по должности; иногородний отдел на базе прежнего организационного отдела, осуществлявшего руководство местными чрезвычайными комиссиями; тюремный; хозяйственный; железнодорожный. Существовали также справочное бюро, в компетенцию которого входило выдача справок об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК, и стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК.

С конца декабря 1917 г. местные Советы также стали создавать на местах отделы ВЧК – чрезвычайные комиссии по борьбе с HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125098" контрреволюцией и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125112" саботажем (ЧК). Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных Советов, но подчинялись ВЧК. Местным ЧК было предоставлено исключительное право на производство арестов, обысков, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125109" реквизиции и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125099" конфискации, а также применение репрессивных мер. По окончании следствия отделы ВЧК не передавали дела в суды (трибуналы), а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания. Столь широкие полномочия ВЧК имела в период с сентября 1918 г. по февраль 1919 г., известный как период «красного террора». Именно в это время ВЧК становится чрезвычайным органом, мощным аппаратом политических репрессий.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. 6 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил Положение об особых отделах при ВЧК, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144046" 29 которые должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах. В феврале 1919 г. положение ВЧК изменилось, ВЦИК принял дополнение к Положению о ВЧК (1918 г) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144047" 30, согласно которому право вынесения приговоров по всем делам, расследуемым ЧК, передавалось революционным трибуналам. На них же возложили обязанность проверять следственные действия ЧК. В январе 1919 г. за ненадобностью были упразднены уездные ЧК. В целях борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах страны в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый Революционный Трибунал, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144048" 31 состоящий из председателя и 2 членов, назначенных ВЧК. В мае 1920 г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией в стране ВЦИК вновь расширил права органов ВЧК. В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана государственных границ. В конце 1921 г. ВЧК было преобразовано в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" 32

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049"

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 7. Учредительное собрание

Что касается Учредительного собрания, то ещё в 1905 г. вопрос о его созыве был отражен в программах многих политических партий. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание и назначило выборы на 12 ноября 1917 г. В обращении II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144744" «Рабочим, солдатам и крестьянам!» Советская власть пообещала своевременный созыв Учредительного собрания.

27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в срок, назначенный еще Временным правительством HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144050" 33. ВРК был создан отдел по подготовке и проведению выборов в Учредительное собрание. Выборы в собрание прошли в назначенный срок. Однако созыв Учредительного собрания постоянно срывался из-за разногласий в партии большевиков по вопросу об отношении к Учредительному собранию и Советам. Отношение к Учредительному собранию было вопросом принципиальным,поскольку оно было органом, который по своему типу соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции, а это большевиков не устраивало. К тому же на выборах в Учредительное собрание они получили лишь 1/5 голосов, в связи с чем прикладывали все силы, чтобы сорвать его созыв. А когда это не удалось, то, используя свое силовое преимущество, открыто распустили его (Постановление от 6 января 1918 г.), жестоко расстреляв демонстрацию рабочих, которые выступили в поддержку Учредительного собрания. В этом проявилась характерная особенность Советской власти на протяжении всей ее истории, заключавшаяся, главным образом, в использовании силовых методов для разрешения возникающих противоречий, в том числе и в отношении органов законодательной власти. Роспуск первого в истории России всенародно избранного законодательного органа явился одной из причин неприятия власти большевиков теми слоями населения, которые считали, что только Учредительное собрание имеет право определять вопрос о государственном устройстве страны. Таким образом, Учредительное собрание в качестве альтернативы советам в тех исторических условиях оказалось нежизнеспособно. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 8. Третий съезд Советов и «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

Через неделю после роспуска Учредительного собрания произошло объединение III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с аналогичным съездом Советов крестьянских депутатов в единый высший орган власти – III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который был призван подвести первые итоги строительства Советского государства.

III Всероссийский съезд Советов одобрил роспуск Учредительного собрания и отказ от него как от высшего законодательного органа в последующем, постановив также отменить в дальнейшем всякие ссылки на Учредительное собрание, убрав из наименования правительства – Временное рабочее и крестьянское правительство – слово «временное». На III Всероссийском съезде Советов 12 января 1918 г. была принята HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144799" «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая закрепила единоличную власть Советов. Был провозглашен федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Съезд поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР, в основу которой была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» состояла из 16 статей и представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьского переворота и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства.

Текст Декларации состоял из 4-х разделов. В первом разделеустанавливались политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Во втором разделе определялась основная задача, декларируемая Советской властью – уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалась отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125105" национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов.

В третьем разделе были декларированы принципы советской внешней политики – борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время Первой мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.

В четвертом разделе провозглашалось устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивалась принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям – советам; отмечалось, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.

И хотя Декларация выражала интересы трудящихся, ее основные положения, тем не менее, носили ярко выраженный классовый характер HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144051" 34, закрепляя HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125090" диктатуру пролетариата.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 9. Становление советской власти на местах

По мере установления Советской власти на территории страны происходило и создание новых местных органов власти и управления. Принципы полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных вопросов были закреплены ещё II Всероссийским съездом Советов, который объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих и солдатских депутатов. В целях определения статуса, вопросов, отнесенных к компетенции местных органов власти и управления, Народный комиссариат внутренних дел HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144805" (НКВД) 24 декабря 1917 г. опубликовал Обращение к Советам «Об организации местного самоуправления» и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144808" Инструкцию СНК «О правах и обязанностях Советов», где говорилось, что советы самостоятельны в решении местных вопросов, но, тем не менее, они должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих советов, так как на местные советы возлагалась функция проведения в жизнь декретов и постановлений центральной власти. Местные советы также наделялись правом издавать местные нормативные акты, однако, на практике, местное правотворчество привело к увеличению бюрократического аппарата местных советов, копирующего функций центрального аппарата.

Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам советов, а также городским и сельским советам. Постоянными рабочими органами съездов советов и советов были их исполнительные комитеты (исполкомы). При советах и исполкомах создавались отраслевые отделы и подотделы или комиссариаты. Во главе отдела стоял член исполкома. При местных органах власти создавались советы народного хозяйства, которые имели двойную подчиненность – Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144052" 35 и советам. Юридическое оформление единовластия советов в центре и на местах завершилось к весне 1918 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: