Образование Древнерусского государства 8 страница

В декабре 1922 г. были созваны съезды Советов России, Украины, Белоруссии и Закавказья, которые высказались за объединение в федерацию равноправных республик и избрали полномочных представителей на I съезд Советов Союза ССР, открывшийся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и одобрил в основном проект союзного договора. Однако сам союзный договор подписан и ратифицирован не был. Тем не менее, 30 декабря 1922 г. стало считаться днем основания СССР. Таким образом, образование Союза ССР в декабре 1922 г. де-факто не было закреплено де-юре.

Это говорит о том, что в условиях всевластия централизованной партии вопрос о государственно-правовых основах Союза не играл существенной роли.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 21. Конституция СССР 1924 г. Декларация и договор об образовании СССР

В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Она не затрагивала основы государственного строя, институтов власти, избирательного права.

Конституция 1924 г. содержала основы создания союзного государства, однако не отменяла действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Разработка Конституции началась в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие, вместе с тем было решено окончательно утвердить текст Конституции на II съезде Советов СССР, состоявшемся в конце января – начале февраля 1924 г.

Конституция состояла из двух разделов:

Декларация об образовании СССР, которая содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР.

Договор об образовании СССР, состоявший из 11 глав (72 статьи):

О предметах ведения верховных органов власти СССР.

О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.

О съездах Советов СССР.

О ЦИК СССР.

О Президиуме ЦИК СССР.

О СНК СССР.

О Верховном Суде СССР.

О Народных комиссариатах СССР.

Об ОГПУ.

О союзных республиках.

О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик – России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

Статьи 1–2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших в результате внешних сношений и внешней торговли;

объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

руководство транспортом и связью;

утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

установление основных начал социальной политики – здравоохранения, образования;

другие вопросы.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами – ЦИК СССР, состоявший из двух палат – Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 человек от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы. Действовало 5 общесоюзных наркомата:

наркомат иностранных дел;

наркомат военных и морских дел;

наркомат внешней торговли;

наркомат путей сообщения;

наркомат почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

наркомат ВСНХ;

наркомат продовольствия;

наркомат труда;

наркомат финансов;

наркомат рабоче-крестьянской инспекции.

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенных одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

наркомат внутренних дел;

наркомат юстиции;

наркомат земледелия;

наркомат просвещения;

наркомат здравоохранения;

наркомат социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик.

В результате национально-государственного размежевания в Средней Азии на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались две новые республики: Туркменская ССР и Узбекская ССР, которые в мае 1925 г. вошли в состав СССР.

В 20-х годах изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости, были преобразованы в области, округа и районы.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" законности. Об этом говорилось в постановлении IX Всероссийского съезда Советов и в решении XI конференции РКП (б). В соответствии с указанием партии развернулись работы по кодификации важнейших отраслей советского законодательства. Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции, Земельный и Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде – в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Были приняты и вступили в действие Уголовный, Гражданский, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс законов о труде.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146505" Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. Это давало возможность судьям толковать закон довольно свободно. ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу, выполнял задачу преимущественного развития социалистических отношений на базе государственной собственности на средства производства.

ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Кодексом предусматривалась следующие виды собственности – государственная, кооперативная и частная. Кодекс стимулировал развитие первых двух (неограниченное право истребования, неограниченная исковая давность, презумпция государственной собственности и др.) и ограничивал частную собственность HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144098" 61. Право собственности определялось как право владения, пользования и распоряжения имуществом, но только в установленных законом пределах. Ограничениями прав собственности были HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125109" реквизиция и HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125099" конфискация.

Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица.

ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения. Права физических лиц охранялись лишь в случае признания их государством и соответствия его интересам. Государство имело исключительное право расторгать все виды сделок, если находило, что они противоречат его интересам. Конкретизировалось понятие «сделка», под которой понимались действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Кодексом также были определены порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Одной из особенностей обязательственного права явилось применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение ГК.

Обязательственное право регулировало систему договорных обязательств (договоры имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, подряда, товарищества, страхования); прядок создания товариществ (полных товариществ, товариществ на вере, товариществ с ограниченной ответственностью); порядок, условия, формы заключения договоров, их сроки и последствия договорных обязательств.

ГК РСФСР ввел понятие HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125100" концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вложение в предприятие определенного капитала, поддержка предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам. Близким по характеру к договору HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125100" концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. ГК предусматривал ответственность арендатора государственного имущества за его расточение.

ГК установил право наследования как по закону, так и по завещанию. Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб. Законными наследниками признавались супруг, нисходящие прямые родственники, нетрудоспособные и неимущие лица, находившиеся на иждивении умершего. HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144100" 62 Допускалось возложение завещанием на наследника исполнения определенных обязанностей. Наследование по закону осуществлялось равными долями из наследственного имущества. Срок принятия наследства устанавливался в 6 месяцев со дня открытия. Если имущество не принималось, то оно объявлялось выморочным и переходило к государству.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146292" Земельный кодекс РСФСР 1922 г. подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР «отменено навсегда». Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускались различные формы землепользования: общинный, участковый и товарищеский. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. Никто не мог получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количеств, какое он в состоянии обработать. Использование наемного труда допускалось, если все трудоспособные члены хозяйства, имеющиеся в наличии, наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства. Субаренда законом запрещалась. Образующиеся коллективные хозяйства имели право требовать усельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения.

Вполне закономерным явлением новой экономической политики стало принятие нового HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146454" Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. В отличие от политики «военного коммунизма» новый КЗоТ провозгласил договорной принцип привлечения к труду и тем самым стал проявлением перехода государства к новой политике в регулировании экономических отношений. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Трудовой договор заключался как при наличии коллективного договора, так и без него. В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность, вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. В отличие от КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшего порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т. д.), которые осуществлялись из денежных средств данного предприятия или лица (нанимателя).

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146022" Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. состоял из Общей и Особенной частей. В Общей части были сформулированы задачи и принципы советского уголовного права, определены его основные институты и понятия. Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них. Общая часть состояла из 5 разделов:

Пределы действия Уголовного кодекса.

Общие начала применения наказания.

Определение меры наказания.

Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты.

Порядок отбывания наказаний.

Под преступлением Кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Преступными в соответствии с законом считались только виновные действия, то есть умышленные и неосторожные. К смягчающим обстоятельствам относились преступления, совершенные вследствие угроз и принуждения. Кодекс включил норму о крайней необходимости, сохранил определение оконченного преступления и дал четкое определение оконченного и неоконченного покушения. При добровольном отказе от преступления лицо от уголовной ответственности освобождалось.

Преступления были разделены на 2 категории:

признававшиеся особо опасными – направленные против основ советского строя, по которым кодекс определял только низкий предел наказания, не подлежащий уменьшению судом;

все остальные, по которым устанавливался высший предел наказания.

Целью наказания было предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. При отсутствии в Кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, предусматривающим «наиболее сходные по важности и роду преступления», то есть использовался принцип аналогии. Система наказания варьировалась от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находившимся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. Расстрел объявлялся высшей мерой наказания, имеющей временный характер, и не включался в общий перечень наказаний. После принятия УК ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными.

Кроме перечисленных в Общей части УК наказаний судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и воспрещение занимать определенные должности. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу.

Особенная часть УК состояла из 8 глав:

Государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления).

Должностные (служебные) преступления.

Нарушение правил отделения церкви от государства.

Хозяйственные преступления.

Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

Имущественные преступления.

Воинские преступления.

Нарушение правил, охраняющих общественную безопасность и публичный порядок.

При сравнении системы преступлений с той, которая существовала в дореволюционной России, можно увидеть сходство.

УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу. Совершение преступления в военное время относилось к отягчающим обстоятельствам, а в боевой обстановке к особо отягчающим.

В УК были предусмотрены меры, направленные на борьбу с незаконным частным предпринимательством. УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью. Для таких преступлений закон установил твердый минимум наказаний. УК вводил также понятие «экономическая HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=125098" контрреволюция». До 1921 г. почти всякая форма частной торговли определялась как спекуляция. По Декрету СНК (июль 1921 г.) признаком спекуляции стали сговор с целью повышения цен, злостный невыпуск товаров на рынок и скупка-сбыт запрещенных к продаже товаров. Из прежнего понятия спекуляции выделились новые составы: контрабанда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростовщичество. Судебная практика давала довольно широкое толкование УК (о должностных преступлениях). В число субъектов этих преступлений включались не только должностные лица, но и частные лица («нэпманы») в качестве соучастников. Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации лжекооператива.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=145097" Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность, за исключением дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан. По делам с участием прокурора требовалось обязательное участие защиты. Суд не был ограничен никакими формальными доказательствами, и от него зависело, по обстоятельствам дела допускать или нет те или иные доказательства. При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Кодекс подробно определял порядок дознания и следствия.

Согласно HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146587" Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР 1923 г. процесс основывался на началах гласности и публичности с делопроизводством на языке большинства населения данного района. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Суд приступал к рассмотрению дела лишь по заявлению заинтересованной в том стороны. Прокурор был вправе начать дело, а также вступить в него в любой стадии процесса. Стороны по ходу процесса могли изменять основание иска, увеличивать или уменьшать свои исковые требования. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей. От суда зависело признание необходимым участие прокурора, в таком случае его участие являлось обязательным.

И в уголовном, и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" 23. Создание Основ общесоюзного законодательства

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы – права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных государств. Так в 1924 г. были утверждены HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146861" «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик», в которых термин «наказание» был заменен термином «мера социальной защиты». Устанавливался и новый вид наказания – объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнание за пределы страны навсегда. Одновременно принимается Положение о воинских преступлениях, которое в основных чертах повторяло редакцию соответствующей главы УК РСФСР 1922 г., но имело уже не республиканское, а общесоюзное применение. В 1927 г. было создано общесоюзное Положение о государственных преступлениях.

В том же 1924 г. ЦИК утвердил HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=146860" «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», в соответствии с которыми система судебных учреждений включала народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, верховные суды союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы. Для судопроизводства устанавливались единые положения.

Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые туземные суды.

Гордостью любой судебной системы, подтверждающий её демократичность, является, как показала мировая практика, претворение в жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот принцип полностью соблюден не был.

20 января 1927 г. было принято Постановление Президиума ЦИК СССР, которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых (тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким образом, в силу неразвитости судебной системы наряду с советским законодательством использовались и нормы обычного права.

Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях, а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов – установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 г. появилось еще одно постановление ВЦИК и СНКРСФСР, которое уточнило подсудность местных органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела, проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным органам управления были подсудны преступления, направленные против частных лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка краденого, присвоение, мошенничество и т. п. В последующем система туземных судов была ликвидирована.

В 1925–1928 гг. появились общесоюзные нормативные акты, регулировавшие трудовые отношения в некоторых отраслях хозяйства, отдельных категорий работников. В 1925 г. было отменено обязательное посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. На основании Манифеста ЦИК СССР от 15 октября 1927 г. был осуществлен переход с восьмичасового рабочего дня к семичасовому без уменьшения заработной платы, а в 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную и шестидневную неделю. Последний день такой недели считался выходным. Для укрепления трудовой дисциплины в государственных предприятиях Постановлениями СТО СССР 1926 г. и 1929 г. была повышена ответственность руководителей предприятий за состояние трудовой дисциплины.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=147118" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовый рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» были запрещены самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое. Согласно ст.3 Указа, уход с предприятия или учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое мог разрешить только директор предприятия или начальник учреждения. Последние имели право и обязаны были дать разрешение только в двух случаях: 1) когда рабочий или служащий не мог выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии, а администрация не могла предоставить ему другую, подходящую работу; или когда пенсионер желал оставить работу; 2) когда рабочий или служащий должен был прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение (ст. 4) HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144102" 63. А в ст. 5 Указа предусматривалось, что «рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев». За прогул без уважительной причины рабочие и служащие предавались суду и по приговору народного суда карались исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %. Народным судам было предложено все эти дела рассматривать не более чем в 5-дневный срок, и приговоры приводить в исполнение немедленно HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144104" 64.

Исправительно-трудовое право становилось все менее исправительным и все более трудовым. Главной целью наказания становилось не перевоспитание, а лишь использование заключенных на тяжелых работах. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ), находящегося в ведении НКВД СССР. В 1939 г. было отменено применение условно-досрочного освобождения.

В области гражданского права в 1925 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «Об основах авторского права», по которому право автору и его правопреемникам принадлежало в течение 25 лет после создания произведения.

В 1928 г. ЦИК и СНК СССР утвердили «Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик», на основании которых последовательно проводили в жизнь идею коллективных форм землепользования.Государство поощряло переход к коллективному хозяйствованию в форме коммун, артелей и товариществ, им устанавливались льготы по сельхозналогу и кредитованию, «кулацким хозяйствам» запрещалось брать землю в аренду.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" v HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 24. Деспотические черты советской государственности: установление режима личной власти партийного вождя и насаждение культа личности

В 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП (б). Им стал И. В. Джугашвили (Сталин). Главным фактором, определяющим политику И. В. Сталина и его окружение, становилось стремление Генерального секретаря к установлению единоличной власти, которая сравнима с властью государя («отца народа»). Для этого он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов.

Большое значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина – сильная воля, организаторские способности, при этом неограниченное властолюбие, болезненная подозрительность. Он умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его «соратника» и «последователя его заветов».

Культ личности Сталина был вызван различными факторами, среди которых отсутствие в стране демократических традиций, во многом сохранившаяся монархическая психология масс (мудрость и непогрешимость вождя), страх в условиях репрессий. Культ насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру. По всей стране культ Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники. Для идеологического обоснования культа личности Сталина создавалась теория двух вождей – Ленина и Сталина, где Сталин изображался вождем партии с момента ее основания.

В конце 20-х – начале 30-х годов И. В. Сталин и его окружение берут курс на отступление от принципов НЭПа и на переход к административно-командной системе регулирования экономики в условиях индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства, продолжая развивать теорию обострения классовой борьбы в период укрепления социалистического общества, оправдывая грубейшие нарушения законности – политика террора.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" 25. Отступление от принципов НЭПа

Однако вскоре первые успехи нэпа вновь сменились кризисными явлениями в экономики. Приоритетное положение промышленности над сельским хозяйством, искусственное завышение цен на промышленные товары и занижение цен на сельскохозяйственную продукцию, в конечном итоге привело к кризису сбыта в 1923 г. (затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которое население отказывалось покупать) и в 1924 г. – к кризису цен (крестьяне отказывались сдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке). Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, классовый подход и авторитаризм большевистского руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: