double arrow

Органы государства: понятие и виды

Определение. Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа.

Орган государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) наделен властными полномочиями;

5) состоит из государственных служащих;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).

Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:

– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);

– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);

– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);

– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);

– имеет сложную структуру (С.В. Липень);

– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).

Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.

Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.

Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.

Виды компетенции.

В зависимости от содержания и объема различают:

– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);

– специальную компетенцию – в нее входят только точно поимен­нованные в юридическом документе вопросы. В области управле­ния органом специальной компетенции являются министерство, департамент.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);

б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

в) путем осуществления организационной деятельности.

Виды государственных органов.

Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:

1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;

2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);

3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);

4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;

5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;

7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов.

Для законодательных органов характерно то, что они являются:

1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;

2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;

3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;

4) органом первичным – создается непосредственно народом;

5) органом коллегиальным;

6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;

7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.

Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.

Виды представительных органов.

В федеративных государствах существует три их вида:

– высшие представительные органы (парламенты);

– представительные органы власти и управления субъектов федерации;

– местные органы власти и самоуправления.

Функции парламента.

Функции парламента – это основные направления его деятельности.

Их четыре:

– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

– законодательная – парламент принимает законы;

– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;

– финансовая – утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).

Особенности органов исполнительной власти.

Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:

1) управленческий характер деятельности;

2) силовой характер деятельности;

3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;

4) иерархический принцип построения, субординационный характер;

5) многочисленность аппарата;

6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.

7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;

8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – "на основе и в исполнении закона";

9) специфический характер функций.

Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:

1) они представляют собой корпус государственных служащих, " бюрократии "; имеют некоторую "отстраненность" от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);

2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);

3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Чер­данцев).

Формы исполнительной власти.

Различают три формы исполнительных органов власти:

– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;

– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).

Функции исполнительных органов.

Обычно выделяют две основные функции:

– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;

– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.

Глава государства.

В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).

Правительство.

Правительство – центральный орган исполнительной власти.

Он характеризуется тем, что:

1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: