Определение. Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа.
Орган государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
|
|
– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
– имеет сложную структуру (С.В. Липень);
– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
|
|
Виды компетенции.
В зависимости от содержания и объема различают:
– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
– специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов.
Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов.
Для законодательных органов характерно то, что они являются:
1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
4) органом первичным – создается непосредственно народом;
5) органом коллегиальным;
6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов.
В федеративных государствах существует три их вида:
– высшие представительные органы (парламенты);
– представительные органы власти и управления субъектов федерации;
– местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента.
Функции парламента – это основные направления его деятельности.
Их четыре:
– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
– законодательная – парламент принимает законы;
– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
– финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
|
|
Особенности органов исполнительной власти.
Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
1) управленческий характер деятельности;
2) силовой характер деятельности;
3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
4) иерархический принцип построения, субординационный характер;
5) многочисленность аппарата;
6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – "на основе и в исполнении закона";
9) специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
1) они представляют собой корпус государственных служащих, " бюрократии "; имеют некоторую "отстраненность" от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти.
Различают три формы исполнительных органов власти:
– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов.
Обычно выделяют две основные функции:
– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
|
|
– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство.
Правительство – центральный орган исполнительной власти.
Он характеризуется тем, что:
1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.