ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти. Понятие «форма государственного устройства» применяется к странам с однонациональным составом населения.
Форма национально-государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, и основанный на многонациональном обществе. Понятие «форма национально-государственного устройства» используется в случаях, когда речь идет о многонациональном обществе.
Федерация – это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные по территориальному признаку. Индия, Югославия, Чехословакия – это федеративные государства, созданные по национальному признаку.
Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Китай (КНР), Афганистан, Пакистан и др. Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Гаити, Египет и др.
|
|
Конфедерация – это союз государств, исключающий политическую централизацию. Для нее характерно отсутствие единой конституции, единых органов власти и управления. Она создается в военных, политических или экономических целях.
Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти.
Виды политического режима:
1) демократический;
2) террористический.
Террористический режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный.
Признаки демократического режима:
1) свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции;
2) идеологический плюрализм, то есть наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии;
3) формирование органов государственной власти выборным путем;
4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.
Признаки террористического режима:
1) запрет на деятельность демократических партий и организаций;
2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;
3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;
4) отсутствие демократических прав и свобод;
5) массовый террор и беззаконие в государстве.
|
|
Авторитарный режим как разновидность террористического режима характеризуется тем, что он персонифицируется, то есть выражается в лице конкретных правителей, которые олицетворяют диктатуру (например, диктатура Саддама Хусейна в Ираке).
Признаки тоталитарного режима:
1) наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти;
2) господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму;
3) «культ личности» в обществе, его государственное обеспечение;
4) функционирование административно-командной системы в государстве;
5) бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности;
6) разнузданная социальная демагогия.
Государственный аппарат – это совокупная связь органов государства, основанная на их субординации и распределении властных полномочий.
Как подчеркивал К. Маркс: «Существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое назначение».
Стало быть, государственный аппарат – это воплощение, выражение государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками.
Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой.
Организационная форма деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т. п.
Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной.
Правотворческая – особая форма деятельности государственных органов, направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.
Правоисполнительная – форма властной деятельности органов государства по реализации норм права.
Правоохранительная – форма правовой деятельности органов государства, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, охрану прав и свобод граждан.