Форма правления и их различия

Литература

Выводы

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансов. В теории систем и менеджменте «системой» называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

— недостаточные темпы развития экономики;

— диспропорции развития экономической системы;

— отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

— излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

— низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.


1. Алисов Е.А. Финансовое право Украины: Учебное пособие. Харьков, Эспада, 2000.

2. Башнянин Г.І. Фінансові системи в економіці держави // Фінанси України, 1999, № 10, С. 51—55.

3. Ващишин А.М., Яремко Л.А. Фінансова система і соціально-економічна стабільність // Фінанси України. № 10, 1999, С. 80—85.

4. Кашенко О.Л. Роль фінансової системи в ринкової економіці // Економіка АПК, 1999, № 3, С. 34—37.

5. Опарін В.В. Фінансова система: теоретичні засади та практичні аспекти її розбудови в Україні // Фінанси України, 2998, № 9, С. 49—60.

6. Стоян В.І. Фінансовий ринок України: проблеми і перспективи розвитку // Фінанси України, 2000, № 12, с. 135—141.

7. Фінансове право. Під ред. Л.К.Воронової та Д.А. Бекерської. К., Венутурі, 1995.

8. Шокун В.В., Пилипенко Л.П. Про питання вдосконалення фінансової системи України // Фінанси України, 1997, № 10, С. 14—23.

Итак, рассмотрим первую часть структуры формы государства - форму правления.

Под формой правления понимается организация власти характери­зуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования орга­нов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, им­ператора и.т.д.).

В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господс­твовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ог­раниченную. Как можно было заметить из сказанного выше, первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.

В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках едино­личного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.

Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно мо­нарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролиру­ется. Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика - это форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие рес­публики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельчес­кие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, харак­терные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов госу­дарственно-правовых отношений наделен большим количеством пол­номочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические. В наше время существуют только демократические республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: