Тема: первичное и вторичное строение корня

Лабораторная работа

Тема: строение корневых систем растений

Цель занятия: ознакомление с типами корневых систем растений; установление специфической зависимости того или иного типа корневой системы от определенных экологических условий.

Материалы и оборудование: гербарий «Корневые системы растений», учебник, плакаты.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы растений морфологического гербария и сравните их между собой. Найдите растения, имеющие хорошо выраженный главный корень (система главного корня), не имеющие хорошо выраженного главного корня (система придаточных корней), растения со смешанной корневой системой. Зарисуйте типы корневых систем по происхождению, отметив главный корень, придаточные и боковые корни разных порядков ветвления.

2. Рассмотреть и изучить морфологические типы корневых систем. Зарисовать стержневую (реповидную, веретеновидную, конусовидную и т.п.), мочковатую, шнуровидную, клубневидную, ветвистую и другие формы корней. На рисунках обозначить главный, придаточные и боковые корни различных порядков ветвления.

3. Изучить типы корней по отношению к субстрату. Составить схему «Типы корней по отношению к субстрату». Записать примеры земляных, водяных, воздушных корней, корней- присосок.

4. Используя учебник (и), ознакомиться с материалом по размерам корневых систем у различных жизненных форм (деревья, кустарники, травы) и экологических групп (растения водоемов, увлажненных мест обитания, засушливых мест, культурных и дикорастущих представителей одного семейства, рода).

5. Проанализируйте полученные данные и используйте их для заполнения таблицы:

Таблица 6. Строение корневых систем растений.

Растение Жизненная форма (дерево, кустарник, травянистая форма) Тип корневой системы по происхождению, морфологическому строению, отношению к субстрату Рисунок-схема корневой системы Наличие главного корня, боковых и придаточных корней
         

6. На основании полученных данных сделайте вывод о специфичности типов корневой системы при определенных экологических условиях и степени их развития.

Цель занятия: изучение первичного и вторичного строения корня в связи с выполняемыми им функциями.

Материалы и оборудование: микропрепараты «Первичное строение корня», «Вторичное строение корня»

Ход работы:

1. Рассмотреть микропрепарат «Первичное строение корня» под микроскопом при малом и большом увеличении. При малом увеличении должны быть хорошо видны первичная кора и центральный цилиндр. При большом увеличении видна эпиблема (ризодерма), паренхимная ткань коры, эндодерма и центральный цилиндр.

2. Зарисовать первичное строение корня, отметив эпиблему с корневыми волосками, первичную кору (экзодерму, паренхиму коры, эндодерму, пропускные клетки), центральный цилиндр (перицикл, первичную ксилему и флоэму, механическую ткань).

3. Рассмотреть микропрепарат «Вторичное строение корня» под микроскопом при малом и большом увеличении.

4. Зарисовать вторичное строение корня, отметив на рисунке ксилему, флоэму, перицикл, камбий.

5. Заполните таблицу.

Таблица 7. Сравнительная характеристика первичного и вторичного анатомического строения корня.

Параметры сравнения Первичное строение Вторичное строение
Для каких отделов и классов характерно    
Наличие первичной коры    
Вид ксилемы    
Вид флоэмы    
Наличие эндодермы    
Функции центрального цилиндра    

6. Зарисовать схематично возникновение бокового корешка из перицикла материнского корня, указать на схеме элементы его структуры.

Сделать вывод о взаимосвязи первичного и вторичного строения корня с выполняемыми им функциями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: