Роль стандартизации в повышении качества

Цели стандартизации:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Анализ целей стандартизации изложенных в статье 11 закона «О техническом регулировании» показывает, что именно повышение качества продукции приводит к их достижению.

Стандарты и управление качеством

Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях.

Управление качеством промышленной продукции — это установление, обеспечение и поддержание не­обходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жиз­ненного цикла (разработка, производство, эксплуатация или по­требление и утилизация), осуществляемые путем систематическо­го контроля за качеством и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

В марте 1987 г. ИСО приняла пакет международных стандар­тов серии 9000, в которых отражен международный опыт по уп­равлению качеством продукции. Пакет международных и отече­ственных стандартов на системы качества (по управлению каче­ством) включает в себя следующие документы:

- стандарт ИСО 8402—86 «Качество, Словарь»;

- ГОСТ Р ИСО 9000—2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

- ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) раз­работке, производстве, монтаже и обслуживании»;

- ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «Система менеджмента качества, Требования»

- ГОСТ Р ИСО 9002—96 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

- ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

- ГОСТ Р ИСО 9004—2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению».

В этих стандартах задачи, стоящие перед организацией в обла­сти

качества, сформулированы следующим образом.

Организация должна:

§ достигать намеченного качества продукции или услуги и
поддерживать его на уровне, обеспечивающем постоян­ное удовлетворение установленным или предполагаемым
требованиям;

§ обеспечивать уверенность своего руководства в том, что
намеченное качество достигается и поддерживается на
заданном уровне;

§ обеспечивать уверенность потребителя в том, что намеченное качество поставляемой продукции или предоставляемой услуги достигается или будет достигнуто.

Ориентация на удовлетворение требований потребителя явля­ется главным отличием указанных стандартов. Особенно отчетли­во это отражено в стандарте ИСО 9004, где рассмотрены техни­ческие, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции или услуги на всех этапах петли качества - от выявления потребности до удовлетворения потребителя.

В рекомендациях по применению стандартов рассмотрены область их распространения, сфера действия, правила выбора, основные принципы системы обеспечения качества, документа­ция этой системы, порядок проведения на предприятии работ по применению указанных стандартов, проверка, анализ и оценка системы.

Данные стандарты действуют в условиях, когда осуществляет­ся проверка системы обеспечения качества продукции на пред­приятии. Поскольку каждый стандарт содержит нормы, следование которым необходимо для обеспечения качества, цель провер­ки состоит в установлении соответствия фактического положения дел указанным нормам. Обязательная проверка системы обеспе­чения качества может быть частью более общей процедуры (на­пример, сертификации или аттестации продукции, официальной оценки системы качества и т.д.).

Каждый государственный стандарт обеспечивает требуемое качество в определенных условиях, например:

ГОСТ Р ИСО 9001—2001 — на всех стадиях жизненного цикла,

ГОСТ Р ИСО 9002—96 — в процессе производства и монтажа,

ГОСТ Р ИСО 9003—96 — при окончательном контроле и испытаниях.

Все ука­занные критерии выбора стандарта называют функциональными. Кроме них при выборе стандарта учитывают еще ряд факторов: сложность процесса проектирования и производственного про­цесса, обоснованность проекта, характеристики продукции, вклю­чая ее безопасность, и экономический фактор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: