Цели стандартизации:
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
- содействие соблюдению требований технических регламентов;
- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Анализ целей стандартизации изложенных в статье 11 закона «О техническом регулировании» показывает, что именно повышение качества продукции приводит к их достижению.
Стандарты и управление качеством
Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях.
Управление качеством промышленной продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация или потребление и утилизация), осуществляемые путем систематического контроля за качеством и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
В марте 1987 г. ИСО приняла пакет международных стандартов серии 9000, в которых отражен международный опыт по управлению качеством продукции. Пакет международных и отечественных стандартов на системы качества (по управлению качеством) включает в себя следующие документы:
- стандарт ИСО 8402—86 «Качество, Словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9000—2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
- ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «Система менеджмента качества, Требования»
- ГОСТ Р ИСО 9002—96 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;
- ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
- ГОСТ Р ИСО 9004—2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению».
В этих стандартах задачи, стоящие перед организацией в области
качества, сформулированы следующим образом.
Организация должна:
§ достигать намеченного качества продукции или услуги и
поддерживать его на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленным или предполагаемым
требованиям;
§ обеспечивать уверенность своего руководства в том, что
намеченное качество достигается и поддерживается на
заданном уровне;
§ обеспечивать уверенность потребителя в том, что намеченное качество поставляемой продукции или предоставляемой услуги достигается или будет достигнуто.
Ориентация на удовлетворение требований потребителя является главным отличием указанных стандартов. Особенно отчетливо это отражено в стандарте ИСО 9004, где рассмотрены технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции или услуги на всех этапах петли качества - от выявления потребности до удовлетворения потребителя.
В рекомендациях по применению стандартов рассмотрены область их распространения, сфера действия, правила выбора, основные принципы системы обеспечения качества, документация этой системы, порядок проведения на предприятии работ по применению указанных стандартов, проверка, анализ и оценка системы.
Данные стандарты действуют в условиях, когда осуществляется проверка системы обеспечения качества продукции на предприятии. Поскольку каждый стандарт содержит нормы, следование которым необходимо для обеспечения качества, цель проверки состоит в установлении соответствия фактического положения дел указанным нормам. Обязательная проверка системы обеспечения качества может быть частью более общей процедуры (например, сертификации или аттестации продукции, официальной оценки системы качества и т.д.).
Каждый государственный стандарт обеспечивает требуемое качество в определенных условиях, например:
ГОСТ Р ИСО 9001—2001 — на всех стадиях жизненного цикла,
ГОСТ Р ИСО 9002—96 — в процессе производства и монтажа,
ГОСТ Р ИСО 9003—96 — при окончательном контроле и испытаниях.
Все указанные критерии выбора стандарта называют функциональными. Кроме них при выборе стандарта учитывают еще ряд факторов: сложность процесса проектирования и производственного процесса, обоснованность проекта, характеристики продукции, включая ее безопасность, и экономический фактор.