СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………….……………………………. | ||
ГЛАВА 1 | Теоретико-методические вопросы формирования профессионально-информационной культуры педагога-психолога в вузе ………………………………. | |
1.1. История становления понятия информационной культуры как научной категории ………………………………………………………… | ||
1.2. Сущность и содержание понятия профессионально-информационной культуры педагога-психолога ………………………... | ||
1.3. Приоритетные факторы формирования информационной культуры специалиста в вузе ………………………………………………………… | ||
ГЛАВА 2 | Становление и формирование профессионально-информационной культуры педагога-психолога в вузе (содержательный аспект)………………………………… | |
2.1. Культура речи как основа профессионально-диалогических отношений …………………………………………………..…………….. | ||
2.2. Книжная культура как способ работы с учебным текстом ………… | ||
2.3. Становление диалоговой культуры в образовательном процессе … | ||
2.4. Влияние экранной и сетевой культуры общества на формирование профессионально-информационной культуры ………………………….. | ||
2.5. Основы формирования организационной проектно-техно-логической культуры специалиста ……………………………………… | ||
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. |
В современных социально-экономических условиях возрастания значимости роли информации и «всеохватности эффектов информационных технологий» (М. Кастельс) для любого специалиста с высшим образованием возрастает актуальность их профессионального использования на рабочем месте. Тенденции развития общества таковы, что наряду с расширением возможности доступа человека к любой информации и знаниям, необходимых для решения личных, профессиональных или социально значимых задач, синхронно происходит:
|
|
1) резкое увеличение объёма необходимой для усвоения и переработки информации, что противоречит ограниченным возможностям индивида;
2) неизбежное рассеяние информации, вызванное интеграцией и дифференциацией наук, что затрудняет её поиск;
3) быстрое устаревание знаний в связи с ускоренными темпами развития научно-технического прогресса, сменой социальных и научных парадигм, что детерминирует непрерывное образование и способность к переквалификации для сохранения социального статуса личности.
Фоном для этих процессов является хронический дефицит времени, в состоянии которого пребывает, к которому привыкает, часто в ущерб собственному здоровью, современный человек.
|
|
В таких условиях современному специалисту необходим тот оптимальный уровень информационной культуры, который обеспечит комфортную и гармоничную жизнедеятельность в информационно насыщенной среде через эффективную самореализацию в повседневной и профессиональной деятельности, стабильную востребованность и конкурентоспособность. Специалисту психолого-педагогического профиля уже не достаточно быть просто компетентным в области информационных технологий, т.е. владеть знаниями об информационных процессах и уметь применять их в рамках своей специальности на высоком профессиональном уровне. Ему объективно необходимы личностные качества именно культурного человека, позволяющие относиться к информации как к абсолютной ценности, критически её оценивать и одновременно сохранять толерантность при информационном обмене; противостоять манипуляционному воздействию информации и самому избегать манипулирования другими; понимать силу, возможности и ограничения применения различных информационных технологий; предвидеть последствия своих информационных воздействий на ближний и дальний социум и быть готовым нести за них ответственность.
Расширение перечня дисциплин и введение в учебный план профессиональной подготовки по специальностям 031300 «социальная педагогика», 031700 «олигофренопедагогика», 031800 «логопедия», 031900 «специальная психология» новой дисциплины «Информационные технологии в психолого-педагогических исследованиях» вызвано необходимостью преодоления противоречия между существованием социального запроса образовательной практике высшей школы на подготовку специалиста с оптимальным уровнем информационной культуры для профессиональной и личностной адаптации в информационном обществе и недостаточной разработанностью теоретико-методических подходов к формированию информационной культуры в вузе с учётом специфики получаемой студентами специальности, отсутствием методического обеспечения этой части образовательного процесса. Указанная дисциплина включается в блок общепрофессиональных дисциплин в качестве регионального (вузовского) компонента. Цель дисциплины: формирование профессионально-информационной культуры у будущих педагогов-психологов для обеспечения полноценной жизнедеятельности и успешного профессионального становления в современном обществе.
При отборе содержания образования для данного учебно-методического пособия мы руководствовались основными положениями культурологического подхода (Бондаревская Е.В., Исаев И.Ф., Лернер И.Я., Краевский В.В., Кульневич С.В., Сластёнин В.А., Скаткин М.Н. и др.), согласно которому «содержание педагогического образования является отражением важнейших измерений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре... Сущностная характеристика такого отражения – целостность картины мира и человека в нём». В продолжение этой мысли стоит подчеркнуть, что именно информационная культура способствует восстановлению целостной картины мира, сближению гуманитарных и технических знаний в единое информационное мировоззрение, «освобождению мысли и действия специалиста от омертвляющих их фрагментарности и узкой специализации» (В.А. Сластёнин).
Отбор содержания учебной дисциплины основывался на авторской модели профессионально-информационной культуры, созданной с применением системного подхода, согласно которому в структуре данной культурной области выделяются такие иерархически взаимозависимые подсистемы как: культура речи, книжная культура, экранная и сетевая культура, культура профессии психолог образования, диалоговая культура, организационная проектно-технологическая культура. В результате профессионально-информационная культура педагога-психолога и понимается нами как субъективный, социально значимый способ сочетания информационных технологий с общегуманистическими и аподиктическими [1] ценностями профессии, который воплощается в виде последовательности профессиональных действий и операций – психотехнологии. Согласно взглядам М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, носителем культурной функции и порождающим её объектом является текст. Следовательно, указанный способ вырабатывается путём усвоения системы знаний, приобретения системы навыков, присвоения системы ценностей при работе со специфическими для каждого вида культуры текстами.
|
|
Понятие «текст» является тем общим началом, в котором пересекаются и концентрируются разнообразные аспекты гуманитарного и технико-технологического знания. В результате это понятие делает доступным понимание единства материального мира и существенно расширяет и углубляет возможности образовательного процесса в вузе по формированию профессиональной информационной культуры будущего педагога-психолога.
«Текстоцентрированное» содержание интегрированного курса нацелено на расширение, углубление, синтез знаний и опыта студентов, приобретаемых ими при работе с различными видами текста (устным и письменным, печатным и графическим, линейным и нелинейным, мультимедиатекстом, гипертекстом, интертекстом). Это происходит при освоении в образовательном процессе бумажных и компьютерных информационных технологий. Авторская точка зрения такова, что обращение к интерпретации текста с позиций семиотической концепции культуры имеет для образовательного процесса особую привлекательность. Обозначение его цели как «научить и научиться понимать имеющиеся в культуре тексты, реконструировать их, и самостоятельно создавать новые» не редуцирует педагогический процесс, но делает его более понятным и преемственным относительно постановки промежуточных целей. Например, при ответе на вопрос: в какой степени полученные знания, умения, навыки по той или иной дисциплине способствуют повышению качества понимания и прогнозирования поведения человека (поведенческого текста) и создания профессионального текста (программа диагностического обследования, психологическое заключение, коррекционная программа, рекомендации педагогам и родителям)?
|
|
Человек, как и многие другие предметы реальной действительности – тайна и скрыт для чувственного познания. Базовая установка «мир как текст» – как бы материализует в образ латентные явления объективной реальности, снижает психологический барьер их труднодоступности, указывая на специфическое орудие мышления и «превращения непосредственно недоступного в доступное через доступное» (А.Н. Леонтьев). В образах «человек как текст», «человек как книга» реальность становится предсказуемой, тайна опредмечивается и завеса над ней субъективно приоткрывается, т.к. само понятие текста уже присутствует в сознании будущего педагога-психолога как привычный и доступный для познания объект.
Задачи данного пособия: помочь студентам провести интеграцию своих знаний, умений и навыков по работе с разными видами текстов, а также способствовать становлению системы ценностей в области культуры речи, книжной культуры, экранной и сетевой культуры, культуры профессии психолог образования, диалоговой культуры, организационной проектно-технологической культуры.
Этими задачами определяется структура пособия. В нём представлено семь разделов: «Теоретико-методические вопросы формирования профессиональной информационной культуры педагога-психолога в вузе», «Особенности культуры речи», «Книжная культура как способ работы с учебным текстом», «Становление диалоговой культуры в образовательном процессе», «Экранная и сетевая культура общества, их значение в формировании профессиональной информационной культуры педагога-психолога», «Основы формирования организационной проектно-технологической культуры будущего специалиста», «Компьютерные информационные технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога».
В начале каждого раздела имеется ключевой словарь – список важных понятий, подлежащих осмыслению и усвоению в данной теме, а также список основной и дополнительной литературы. В конце раздела помещены вопросы для самопроверки, задания текущего контроля, темы для сообщений и обсуждения на семинаре, этюды для реализации студентами творческого подхода к усвоению темы.