Таблица1.1. Изменение подхода к использованию информационных систем
Этапы развития информационных систем
История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл.1.1.
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 гг. 1960-1970 гг. 1970-1980 гг. 1980-2000 гг. | Бумажный поток расчетных документов Основная помощь в подготовке отчетов Управленческий контроль реализации (продаж) Информация — стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Управленческие информационные системы для производственной информации Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы | Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты Ускорение процесса подготовки отчетности Выработка наиболее рационального решения Выживание и процветание фирмы |
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 3.1), состоящей из блоков:
· ввод информации из внешних или внутренних источников;
· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
· обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. Информационная система определяется следующими свойствами:
· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
· информационная система является динамичной и развивающейся;
· при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
· выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
· информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.
В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.
Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:
· структурированность решаемых управленческих задач;
· уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
· принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
· вид используемой информационной технологии.
Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.