Вклад психологических направлений в становлении танцевальной терапии

Зигмунд Фрейд (1856—1939). «Тот, кто имеет глаза — увидит, и уши — услышит и убедится сам, что никакой смертный не может сохранить тайну. Если губы молчат, то сплетничают его пальцы. Каж­дая часть тела выдает его». Он собрал воедино психоана­литические представления и знание о невербальной коммуникации и описал способы того, как тело может отражать внутреннее «Я» че­ловека. Согласно Фрейду, «Я» — это, прежде всего, телесное «Я». Изучая телесное самовыражение человека, можно понять его душу.

Вильгельм Райх (1897—1957). Райх принадлежал к последователям психоаналитической теории Фрейда; Он заметил, что им свойственны раз­личные телесные и мышечные сопротивления, и потому начал ана­лизировать эти сопротивления. Он интересовался не только тем, «что» пациент сказал, но и тем, «как» он это сделал, придавая большое зна­чение телесным проявлениям. Кроме того, он отметил, что все невротики имели затрудненное дыхание и мышечные зажимы.

Он ввел понятие характерного телесного панциря и рассматривал его как способ защиты от сильных, не только отрицательных, но и позитивных чувств, ограничивающий и искажающий их выражение. Он наблюдал, как гнев, страх, боль и желание (удовольствие)

при свободном их раскрытии снимают мышечные напряжения: Райх расценивал это как свидетельство того, что чувства идут впереди вер­бального анализа Его терапия два аспекта работы: физическую мускуль­ную линию и вербальный психоанализ.

Александр Лоуэн (р. 1910). Лоуэн был учеником Райха. Его биоэнергетический анализ основан на трех элементах: телесной терапии, свободном чувственном выражении и психоанализе. Лоуэн указывал, что затрудненное дыхание блокирует чувства, возможность внутреннего развития через дыхание и движения может привести людей к гармонии друг с другом. Он работал также с течением энергии в теле. Лоуэн предложил ряд 6иоэнергетических упражнений. После катарсиса обязательно должен проводиться анализ тех чувств, которые вышли наружу.

Юнг (1875—1961) доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. В его теории «активного воображения» уделялось большое внимание терапевтическому значе­нию творческого действия. Коллективное бессознательное — это память, которая передается из поколения в поколение, это внутренние примитивные картины, которые одина­ковы для всех людей. Чувства, для выражения которых не хватает слов, имеют символический язык выражения — живопись, музыка, танец. и форму в креативном действии.

Карл Роджерс (1902—1987). Созданное им направление психотерапии отдавало приоритет раз­витию индивидуальности клиента, его свободы выражения. Роджерс помогал клиенту понять себя как личность, становясь, как терапевт, зеркалом клиента, разъясняя для него его интонацию, жесты и ми­мику. Для этой отзеркаливающей терапии, ведущей к позитивным изменениям, терапевт должен быть сосредоточен на эмпатии.

М. Чейз Это элемент работы танцевального терапевта, внесшего наиболее значительный вклад в становление и развитие метода танцевальной терапии

Расколотые телесные картины приобретают целостность, так как бессознательное приобретает форму. И становится осязаемым и осознаваемым. В результате человек может найти дорогу к целостности

- с собой,

-с окружением,

-с культурой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: