Группа F
1. FCA – Free Carrier – по этому условию продавец обязан передать прошедший таможенную очистку для экспорта товар в распоряжение указанного покупателем перевозчика в поименованном пункте. В этот момент на покупателя переходит риск случайной гибели или порчи товара. Обязанности по погрузке товара возложены на продавца.
2. FAS – Free alongside ship (свободно вдоль борта судна) – продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт погрузки и расположить его вдоль борта судна. Продавец также должен выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза товара. Покупатель должен обеспечить подачу зафрахтованного судна, погрузить товар на борт судна и оплатить все последующие расходы. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки в срок, указанный в договоре.
3. FOB – Free on Board (свободно на борту) – данное условие отличается от предыдущего тем, что продавец обязан погрузить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, и оплатить выполнение экспортных формальностей. Все дальнейшие расходы и риски переходят на покупателя в момент пересечения товаром линии поручня судна.
|
|
Таким образом, для всех трех базисных условий этой группы общим является то, что продавец передает товар перевозчику на территории своей страны, но перевозчик предоставляется покупателем.
1. CFR – Cost and Freight (стоимость и фрахт) – продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок, оплатить выполнение экспортных формальностей. Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент пересечения товаром линии поручней судна в порту отгрузки.
2. CIF – Cost, Insurance, Freight (стоимость, страхование, фрахт) – продавец обязан застраховать товар от транспортных рисков. Все остальное, включая момент перехода рисков с продавца на покупателя, аналогично условию CFR.
Условия поставки CFR и CIF в порт назначения применяются только при перевозках морским или внутренним водным транспортом. При перевозке всеми видами транспорта, включая и смешанные перевозки, применяются условия поставки СРТ и CIP.
3. СРТ – Carriage paid to (перевозка оплачена до… указывается пункт назначения) – продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товаров до согласованного пункта в месте назначения, оплатить его и передать товар перевозчику, а если их несколько, то первому. Покупатель оплачивает все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором.
|
|
4. CIP — Carriage and Insurance paid (перевозка и страхование уплачены до… указывается пункт назначения) – отличается от предыдущего тем, что продавец обязан застраховать товар и оплатить страховую премию страховой компании по минимальной ставке на период транспортировки. Страхование должно покрывать стоимость товара по контрактной цене плюс 10%.
Таким образом, если сравнить между собой условия поставки группы «F» и группы «С», то общим для них является то, что выполнение обязательств продавца по поставке товара наступает с момента передачи его перевозчику (если их несколько, то первому); отличие заключается в том, что при поставке на условиях группы «F» перевозка осуществляется силами покупателя (он предоставляет транспорт и оплачивает перевозку), а по условиям группы «С» перевозка осуществляется силами продавца (предоставление транспорта и оплата перевозки входят в его обязанности).
То есть договоры купли-продажи, заключенные на условиях терминов группы «F» и группы «С», относятся к категории договоров на условиях отгрузки.