Руководитель и подчиненные. Мотивация: понятие и виды. Концепции мотивации

Функции и качества руководителей. Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным. В чем состоит особенность положения руководителя в организации. Функции руководителя. В различных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители. Неофициальные права и обязанности руководителя. Профессиональные, личностные и деловые качества руководителя. Оценка значимости качеств руководителя в западных странах и в России.

Основные типы руководителей. В зависимости от уровня управленческой иерархии можно выделить руководителей высшего, среднего и низового звена.Модель Р.Блейка и Дж.Моутона («Управленческая решетка»). Пять базовых типов руководителей. Классификация психологических качеств руководителя Д.Кэйрси. Пассивные и активные руководители. Различия между руководителем вчерашнего дня и современным руководителем.

Власть, партнерство, авторитет, лидерство. Власть – это возможность влиять на поведение других. Власть является необходимым элементом управления. Пять форм власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть. Менеджер должен быть лидером. Лидер – это индивид, к которому прислушиваются другие люди. Четыре модели восприятия лидера окружающими. На чем основывается власть лидера. Лидер в значительной мере определяет стиль и этику делового общения в организации.

Формальное и неформальное управление. Группы, созданные по воле администрации, называются формальными группами и соответствуют в основном подразделениям организации. Лидеров этих групп (руководителей подразделений) назначает администрация. Неформальная группа – это группа лиц, не связанных должностной иерархией и объединенных на основе дружеских отношений, общности интересов.

Концепции лидерства. Современное положение вещей породило так называемый великий парадокс управления. Когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. В такой ситуации требуется в первую очередь лидер, а не администратор. Четыре группы лидерских качеств: 1. Физические – приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и др.; 2. Психологические: - темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, самоутверждение, упорство, мужество. 3. Интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора. 4.Личностные: 4.1. Деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать. 4.2. Личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.

Поведенческая концепция лидерства. Большую роль могут сыграть ситуационные факторы, объединяющие особенности личности и поведения.

Основные типы подчиненных. Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности. Работников одного уровня, не зависящих друг от друга, называют коллегами. Существуют самые различные способы классификации работников организации.

С точки зрения отношения к окружающей действительности А. Харрисон и Р. Брэмсон выделяют следующие их типы: аналитики, прагматики, реалисты, критики, идеалисты.

В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяю следующие категории подчиненных: 1) решающие все плановые задачи и достигающие результата; 2) выполняющие добросовестно основные обязанности; 3) неспособные выполнить большую часть обязанностей; 4) ненужные работники.

С точки зрения особенностей поведения выделяют следующие типы подчиненных: самостоятельные; осторожные; добросовестные; терпеливые.

Исходя из таких параметров, как ориентация на работу или на безделье, безопасность или риск, выделяют предпринимателей, тружеников, авантюристов и безразличных.

Мотивы человеческой деятельности. Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Классификация потребностей психолога Г.Муррей: 1) первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности); 2) позитивные и негативные; 3) явные и неявные; 4) осознанные и неосознанные.

По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

По характеру бывают естественными (в пище, воде) и социальными (признание, слава), а исходя из содержания – материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей – минимальный, нормальный и уровень роскоши.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. Выделяют следующие типы мотивированности: трудовой, профессиональный, властный, идейный, хозяйский, творческий, коллективистский, люмпенизированный.

Мотивационный механизм. Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности. В целом мотивировать людей можно, используя внутренне побуждение; внешнее побуждение; внешнее принуждение. Пять стратегий мотивации людей. Принципы построения мотивационного механизма. Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает: притязания, ожидания, установки, оценки, стимулы. Алгоритм действия механизма мотивации. Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечить либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Основные функции стимулирования. Принципы стимулирования. Мягкое и жесткое стимулирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: