ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА
Социально-психологические методы управления
Экономические методы управления
Организационно-административные методы управления
Понятие и классификация методов менеджмента
План
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов менеджмента.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что означает способ достижения к какой-то цели. В менеджменте различают:
· методы управления функциональными подсистемами организации;
· методы выполнения функций менеджмента;
· методы подготовки и принятия управленческих решений.
Выбор конкретного метода решения той или иной задачи менеджмента осуществляется в соответствии с характером управленческого решения, принятым в организации стилем руководства, а также структурой коммуникационных сетей и информационного обеспечения системы менеджмента в организации.
Характеризуя методы менеджмента, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.)
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие, принуждающее или мотивирующее воздействие.
В связи с этим можно выделить следующие методы менеджмента:
· организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
· экономические, обусловленные экономическими стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Характеристика этих методов по различным параметрам приведена в
табл 3.1. Управление будет эффективно в том случае, когда система методов носит комплексный характер и ориентирована на удовлетворение интересов, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом.
Таблица 3.1
Параметры | Методы | ||
Организационно-административ-ные | Экономические | Социально-психологические | |
1. Основа использования | Законы государственности и права, государственные и правовые нтересы | Экономические законы и экономические интересы | Законы социально-психологического развития, социальные интересы |
2. Средства воздействия | Административно-правовые и организационные формы | Экономические формы | Социально-психологические факторы |
3. Объект соблюдения | Организационно-правовая среда | Экономическая среда | Благоприятный соц.-психол.климат |
4. Место в рыночной экономике | Вспомогательные методы | Исходные и основополагающие методы | Обеспечивающие и основополагающие методы |
5. Главная нагрузка в аппарате управления | Руководитель с аппаратом управления и контроля | Экономические службы | Общественные организации и руководитель |
3.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Организационно-административные методы менеджмента
- это совокупность административных рычагов, с помощью которых достигается эффект управления. Они основаны на прямых директивных указаниях.
Цель - реализация принципа: «власть и ответственность» и функции «организация». Классификация организационно-административных методов управления приведена на рис. 3.1.
Рис. 3.1