Современные концепции управления

Управляющих систем

Развитие школ управления и эволюция

По мере развития знаний о внешних и внутренних факторах, влияющих на успех организации, формируются различные подходы к управлению. Это школы научного управления (классический менеджмент), административного управления, человеческих отношений и науки о нововведении, науки управления (количественных методов). Возникают мо­дификации традиционных школ управления. Получает разви­тие системный и ситуационный подходы к управлению.

Административный подход – координирование дел, больших и малых, промышленных, коммерческих и т.д. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль, 1841-1925)

Бюрократические модели - четкое раз­деление задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархиче­ское построение служб, руководство по четко установлен­ным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер, 1864-1920)

Психотехнический подход - исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт, 1832-1920)

Школа человеческих отношений изучает роль социальных групп, и как они становятся производительным сообществом (Э. Мэйо, 1880-1949)

Новая школа ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Вир, 1959)

Школа социальных систем изучает природу организации во взаимодействии с развитием и возникновением конфликта личности на основе изучения природных потребно­стей человека (Саймон, 1916)

Эмпирическая школа заключается всборе и обобщении материалов практики в разработке на этой осно­ве рекомендаций управляющим (Т. Кубичек, 1946)

На базе сложившихся научных школ менеджмента получают развитие новые концепции управления.

Сущность новых подходов отражает концепция менеджмент без иерархии, которая ставит цели:

отказ от одностороннего распоряжения над ресурсами и информацией

отмена двойного принципа «санкция» и «вознаграждение»

учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования

утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат

учет экономических требований в принятии предпринима­тельских решений

В производственной сфере получили развитие следующие концепции менеджмента:

Just-in Time Production (JIT) - философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в про­изводстве. Изготовле­нию подлежит только то количество, которое необходимо к за­данному сроку

Total Quality Control (TQC) - концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения запросов потребителей

Total Productive Maintenance (TCP) - ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации

Для обеспечения конкурентоспособности гибкости фирмы в по­следние годы разработана концепция «стройного» предприятия (Lean Management/Lean production), ядро которого образуют «центры прибыли», ответственные за экономический успех своего продукта

Бенчмаркинг - непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности за счет систематического анализа и оценки деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии; с достижени­ями международной практики

Реинжиниринг бизнеса (начать за­ново, начать с нуля) состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и радикальном изменении бизнес - процессов

Тема 3. "Виды и элементы организаций"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: