Управляющих систем
Развитие школ управления и эволюция
По мере развития знаний о внешних и внутренних факторах, влияющих на успех организации, формируются различные подходы к управлению. Это школы научного управления (классический менеджмент), административного управления, человеческих отношений и науки о нововведении, науки управления (количественных методов). Возникают модификации традиционных школ управления. Получает развитие системный и ситуационный подходы к управлению.
Административный подход – координирование дел, больших и малых, промышленных, коммерческих и т.д. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль, 1841-1925)
Бюрократические модели - четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер, 1864-1920)
Психотехнический подход - исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт, 1832-1920)
|
|
Школа человеческих отношений изучает роль социальных групп, и как они становятся производительным сообществом (Э. Мэйо, 1880-1949)
Новая школа ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Вир, 1959)
Школа социальных систем изучает природу организации во взаимодействии с развитием и возникновением конфликта личности на основе изучения природных потребностей человека (Саймон, 1916)
Эмпирическая школа заключается всборе и обобщении материалов практики в разработке на этой основе рекомендаций управляющим (Т. Кубичек, 1946)
На базе сложившихся научных школ менеджмента получают развитие новые концепции управления.
Сущность новых подходов отражает концепция менеджмент без иерархии, которая ставит цели:
отказ от одностороннего распоряжения над ресурсами и информацией
отмена двойного принципа «санкция» и «вознаграждение»
учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования
утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат
учет экономических требований в принятии предпринимательских решений
В производственной сфере получили развитие следующие концепции менеджмента:
Just-in Time Production (JIT) - философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку
Total Quality Control (TQC) - концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения запросов потребителей
|
|
Total Productive Maintenance (TCP) - ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации
Для обеспечения конкурентоспособности гибкости фирмы в последние годы разработана концепция «стройного» предприятия (Lean Management/Lean production), ядро которого образуют «центры прибыли», ответственные за экономический успех своего продукта
Бенчмаркинг - непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности за счет систематического анализа и оценки деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии; с достижениями международной практики
Реинжиниринг бизнеса (начать заново, начать с нуля) состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и радикальном изменении бизнес - процессов
Тема 3. "Виды и элементы организаций"