Взаимосвязь методов менеджмента и стиля руководства

Стиль руководства

Менеджер должен знать, когда, где, как и в какой мере ему может помочь тот или иной метод менеджмента. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства. Стиль руководствахарактерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Общая схема использования различных методов менеджмента в зависимости от стиля руководства приведена в табл. 9.2.

Авторитарный (автократический) стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях. Преимущество авторитарного стиля – внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата. Недостатки – в тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы.

Демократический стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности. Преимущество демократического стиля – в усилении личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Недостаток в том, что требуется много времени для достижения единой точки зрения.

Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе. Преимущество либерального стиля в том, что он позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательств лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства, что является недостатком.

Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства:

kvvad вырабатывайте ценностные установки и личные цели;

kvvad планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития;

kvvad регулярно анализируйте достигнутые результаты;

kvvad развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, говорить, писать;

kvvad развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях;

Таблица 9.2

kvvad ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли;

kvvad расширяйте общение с людьми других профессий;

kvvad учитесь сосредоточиваться на главном;

kvvad будьте решительным, упорным и настойчивым;

kvvad постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.

Независимо от используемого стиля руководства, каждый менеджер должен помнить, что он является воспитателем своих подчиненных.

9.3. Правила хорошего менеджера. «Решетка» Р. Блейка

Основой поведенческой школы менеджмента является мотивация к труду. Представитель этого направления Роберт Блейк для правильной ориентации менеджеров, определения важности поставленных ими целей и повышения квалификации разработал «решетку» менеджмента (рис. 9.3).

Рис. 9.3. «Решетка» Блейка

Идея Р. Блейка – любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком.

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента.

Руководитель:

kvvad не должен быть погонщиком;

kvvad должен верить в свое дело, быть целеустремленным, решительным и уметь показать эти качества своим подчиненным;

kvvad должен знать науку об организации и управлении;

kvvad должен научиться ценить время подчиненных;

kvvad должен быть строгим и требовательным, но его действия никогда не должны переходить в придирчивость и жестокость;

kvvad должен правильно понимать критику и уметь критиковать;

kvvad должен уметь наказывать и прощать;

kvvad должен быть приветливым и тактичным;

kvvad должен обладать чувством юмора;

kvvad должен уметь говорить и слушать;

kvvad должен уметь молчать;

kvvad должен знать своих подчиненных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: