Следует подчеркнуть, что у каждой проблемной организации в разных кризисных ситуациях есть свой индивидуальный набор заинтересованных лиц. Конкретные интересы заинтересованных лиц различны. Вместе с тем, основные интересы заинтересованных лиц можно определить в целом. Для этого необходимо классифицировать все интересы на позитивные (чего стремятся достичь) и негативные (чего хотят избежать). (См. Таблицу 2.1).
Таблица 2.1.
Основные интересы заинтересованных лиц антикризисного менеджмента
Заинтересованные лица | Интересы | |
Позитивные (чего стремятся достичь) | Негативные (чего хотят избежать) | |
ВНУТРЕННИЕ | ||
Собственники | Восстановить ликвидность предприятия (уровень доходности, соизмеримый с риском вложения, позволяющий выгодно продать предприятия) | Банкротства, потери собственности или своих вложений в собственность |
Наемные руководители (топ-менеджеры) | Удержаться в структуре управления | Отстранения от руководства. |
Персонал | Стабильной занятости, роста зарплаты. | Сокращения выплат и зарплат, потери работы. |
ВНЕШНИЕ | ||
Поставщики | Сохранения партнерских отношений. Возврата задолженности (если есть) | Разрыва партнерских отношений. Потери кредиторской задолженности. |
Потребители | Удовлетворения своих запросов. Продолжения поставок. | Принудительного взыскания долга (если есть). Ущерба жизни, здоровью в результате потребления продукта. |
Кредиторы | Удовлетворение своих требований. Сохранения партнерских отношений. | Потери кредитов. Разрыва партнерских отношений. |
Властные органы | Сохранения: · рабочих мест · производственного потенциала организации · социальных функций организации (предоставление жилья, отопления, благоустройство территории, детские оздоровительные лагеря и т.п.). · налоговой базы. | Роста безработицы. Потери социальных функций. Потери производственного потенциала. |
Надзорные органы | Соблюдения поднадзорных правил и ограничений. | Нарушения поднадзорных правил и ограничений. |
Ассоциации, общественные движения, партии. | Достижения уставных задач (охрана, защита, развитие и пр.). Демонстрации своей общественной значимости. | Угроз достижению уставных задач (невозможности охраны, защиты, развития). Потери своей общественной значимости. |
Местные жители | Наличия «привычных» рабочих мест. Удовлетворения социальных потребностей (в жилье, тепле, транспорте, лечении, дорогах и т.п.). Отсутствия вреда жизни и здоровью. | Потери «привычных» рабочих мест. Потери источника удовлетворения социальных потребностей (в жилье, тепле, транспорте, лечении, дорогах и т.п.). Вреда жизни и здоровью. |
Средства массовой информации | Первыми сообщить «горячую» новость. Продемонстрировать свою общественную значимость. Обладать способностью привлекать рекламу. | Потерять: · «горячую» новость · общественную значимость · способность привлекать рекламу |
Общество в целом | Обеспечения национальной безопасности. Экономического роста. Повышения конкурентоспособности экономики. | Угроз национальной безопасности. Экономического спада. Снижения конкурентоспособности экономики. |
Задачей антикризисного менеджмента является определение:
|
|
|
|
· заинтересованных лиц и их интересов;
· заинтересованных лиц, чьи интересы можно проигнорировать;
· заинтересованных лиц, на чьи интересы можно повлиять (и каким образом?);
· заинтересованных лиц, чьи интересы нужно обязательно учесть.
Очевидно, что интересы отдельных заинтересованных лиц и непосредственных участников антикризисного менеджмента различны и часто конфликтны. Из этого вовсе не следует, что интересы одних участников и заинтересованных лиц могут быть удовлетворены только за счет интересов других участников и заинтересованных лиц, то есть что выигрыш одной стороны возможен только за счет проигрыша другой. Такая ситуация, называемая «игрой с нулевым результатом» и существует только там, где совокупные ресурсы «игроков» жестко ограничены. Тогда действительно, источником выигрыша одной стороны является проигрыш другой.
Однако в случае антикризисного менеджмента основной ресурс всех участников и заинтересованных сторон – способность предприятия генерировать прибыль – возрастает. Именно в этом и состоит цель и смысл антикризисного менеджмента: превратить предприятие убыточное в прибыльное. Результат такой «игры» вовсе не нулевой, и это означает, что в антикризисном менеджменте может и должен быть достигнут компромисс интересов большинства участников и заинтересованных сторон. Задача практика по антикризисному менеджменту (кто бы это ни был – сторонний консультант, приглашенный антикризисный директор или сотрудник внутренней антикризисной службы) заключается в том, чтобы определить рамки разумного компромисса и добиться его достижения.
При этом необходимо иметь в виду, что удовлетворить всех участников и заинтересованных лиц часто бывает невозможно и чьими-то интересами необходимо пожертвовать. (не относится к тем интересам, которые нужно обязательно учесть, т.е. которые невозможно проигнорировать). В практике антикризисного менеджмента чаще всего приходится жертвовать интересами наемных управленцев организации (их меняют), части персонала (его увольняют) и местных органов власти (на которые возлагают социальные функции, до того реализовавшиеся кризисным предприятиям).