Основные сведения о ременных передачах. Расчет ременных передач.
Ременные передачи служат для передачи вращения от одного вала к другому, находящемуся на значительном расстоянии. Они состоят из двух шкивов, на которые надет бесконечный ремень (плоский, трапецеидальный - клиновой, реже круглый) (рис.5.).
В результате сил трения, возникающих между ремнем и ведомым шкивом, ремень увлекает за собой и приводит во вращение ведомый шкив. Величина силы трения между шкивом и ремнем, т. е. величина тягового усилия (Н) определяется как разность между силами S 1и S2, действующими в сбегающей и набегающей ветвях ремня:
Ременную передачу можно рассматривать как гибкую нить, огибающую цилиндр. Для определения натяжения такой нити Эйлер вывел зависимость
где S 1и S2 – силы, приложенные к концам нити, (Н); е — основание натурального логарифма; μ – коэффициент трения между нитью и поверхностью цилиндра; α — угол обхвата цилиндра нитью.
Рис.5. Ременные передачи
Для плоских ремней оптимальное расстояние между осями шкивов
|
|
, мм,
где D 1и D 2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов,мм.
Для клиноременных передач величину А выбирают в зависимость от диаметра большого шкива Dб, и передаточного числа:
Минимальное расстояние
, мм,
где Н — высота сечения ремня, мм.
В плоскоременных передачах передаточные числа допускаются до 10, в клиноременных – до 15, передаваемые мощности – 2000 и 10 000 кВт. Коэффициент трения между ремнем и шкивом у клиновых ремней значительно больше, чем у плоских. Достоинствами ременной передачи являются: простота конструкции и возможность передачи движения на сравнительно большие расстояния; эта передача смягчает толчки, ограничивает возникновение значительных перегрузок. К недостаткам относят большие габариты и невозможность получения точного передаточного числа. Передаточное число i ременной передачи определяется как у фрикционной передачи.
Тема № 8
Основные сведения о зубчатых передачах. Основные параметры, характеризующие зубчатую передачу. Расчет зубчатых передач.
Зубчатые передачи состоят из колес, по окружности которых нарезаны зубья. Основными элементами, характеризующими зубчатое зацепление, являются: число зубьев шестерни и колеса; передаточное число; шаг зубьев t, равный расстоянию между одноименными профилями (двумя правыми или двумя левыми) двух смежных зубьев, измеренному по делительной окружности; модуль зацепления принимается в качестве основного параметра зацепления; высота зубьев; высота зуба для нормального зацепления; диаметр делительной окружности; диаметр окружности выступов (наружный диаметр зубчатого колеса);межцентровое расстояние.
|
|
Зуб можно рассматривать как консольную балку, которая изгибается под действием силы, передаваемой зубом одного колеса зубу другого колеса (рис 6.).
Сила Q направлена по линии зацепления. Принято считать для большей надежности, что момент передается только одной парой зубьев. Тогда величину Q можно определить из уравнения
, кгс (Н).
При расчете принимают, что сила Q приложена к вершине зуба. Для удобства расчета эту силу переносят вдоль линииее действия до точки пересечения c осью зуба.
,
где Р — сила, изгибающая зуб.
Рис. 6. Схема сил, действующих на зуб
Вертикальная составляющая, действующая вдоль оси зуба и равная Q sin α, сжимает зуб.
Нормальное растягивающее напряжение, возникающее в основании зуба
, кгс/мм2 (Па).
где W — момент сопротивления на изгиб опасного сечения;
W=Bb2;мм3,
где В — рабочая ширина зуба, мм; b — толщина зуба в опасном сечении, мм; l – плечо изгибающей силы, мм; F = Вb — площадь опасного сечения, мм2.
Для передач со скоростью более 10 м/с зубья рассчитывают на контактную прочность:
Достоинством зубчатых передач являются малые габариты, высокий КПД (до 0,96-0,98), большая надежность и долговечность, постоянство передаточных отношений и применимость в широком диапазоне мощностей - до 50 тыс. кВт, скоростей - до 150 м/с (обычно до 12-15 м/с) и передаточных отношений - до 20, чаще для цилиндрических прямозубых колес до 10, для конических передач до 5, для червячных до 80, а в отдельных случаях до 1000.Недостатком косозубых передач является возникновение силы вдоль оси колеса, что требует установки подшипников, воспринимающих эту силу. Для устранения такого недостатка в мощных передачах применяют зубчатые колеса с шевронным зубом; при этом силы, возникающиеот косого расположения зубьев, взаимно уничтожаются.
Передачи, включающие в себя зубчатые цилиндрические колеса с перемещающимися осями, называют планетарными (рис.7). Такая передача состоит из центральной (солнечной) шестерни с наружными зубьями, зубчатого венца b с внутренними зубьями и водила Н, на котором укреплены оси сателлитов (зубчатых колес) g. Вращаясь вокруг своих осей и вместе с осью вокруг солнечной шестерни, сателлиты совершают планетарное движение.
Рис.7. Планетарная передача
Планетарные передачи все шире применяют в конструкциях современных строительных машин благодаря компактности, малой массе и возможности использования их как редукторов с большими постоянным и переменным (коробки передач) передаточными числами. Они применяются в ходовых и поворотных устройствах стреловых самоходных и башенных кранов, одноковшовых экскаваторов, приводах ленточных конвейеров и ручных машин.
Тема № 9