Жанр баллады и его эволюция в творчестве В. Жуковского. Его принципы поэта-переводчика (на конкретных примерах)

Билет 10

Народ и власть в «Борисе Годунове. Историзм трагедии. Проблема главного героя.

Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831)

Историческая драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера. Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историческим временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

Ж.первый рус.романтик. В его творч.отразилось переходное состояние, в к-ром пребывало общество того времени. Особенностью его творчества явл. ее глубоко личный характер. Жуковский был сыном богатого помещика Бунина, однако отчество и фамилию получил от своего крестного. Образование: Московский университетский пансион. Лит.воспитание основывалось на принципах классицизма. Большое знач.имело сближение с семьей Тургеневых. Формир.Ж.как поэта началось на рубеже веков, в период попул. сентиментализма. Поэт испытывал на себе авторитет Карамзина. Поэтому в первый период творчества он выступал как поэт-сентименталист. Одно из первых его стихотворений – это «Сельское кладбище». Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся простые люди. Поэтому его раздумья принимают соц.окраску. Равенство всех перед лицом смерти-вот предмет размышлений поэта. В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, к-рый тоже почил в могиле. Это стихотворение представляло собой перевод Грэя и произвело огромное впечатление. Наиболее значит.элегией этого периода явл.стих. «Вечер». Описываемая природа раскрывает внутренний мир поэта, рождает тот или иной эмоциональный отклик. Лирический характер придается пейзажу за счет восклицаний, вопросов. Рассуждает о своем призвании. В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти. Миланхолия в лирике Ж.превращается в реальное психич.состояние, для к-рого поэт нашел разнообразные средства выражения. Попул. принесли баллады. Баллады писали до него, но именно Ж.. создал настоящую рус.балладу. Первая его баллада «Людмила». Здесь затрагивается тема любви и смерти. В балладах Ж. фантастич.и ужасное облекало переживания, близкие чел. «переходной эпохи». После Ж. печатает новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек, что дало поэту воспроизвести черты рус.нац.быта, нар. обычаев-черта романтизма. Угрожающее соединение с мертвым оказывается лишь сном, а действие приходит к благополучной развязке: жених жив. Светлана в отличие от Людмилы не возраптала на провидение и поэтому обрела счастье. Главная идея: Ж.верит в вечность любви и счастья, условием чего явл.верность до гроба и за гробом.

Уже в элегии «Вечер» начинают звучать роматнические мотивы. Далее Ж.создает лирический цикл, в к-ром раскрываются мечты поэта, романтич.мир противопоставляется печальной дейтсвительности. Два события жизни нашли отражение в его романтич.лирике этих лет: потеря друга и «неразрешенная любовь». Во время Отечественной в.1812 Ж. вступает офицером в Московское ополчение. Плодом патриотического вдохновения явилась ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в штабе Кутузова. Это яркий пример рус.гражданской поэзии. Произведение связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение в высоком пафосе произведения. Но вместе с тем элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает песню в ночной тиши(романтизм). В высоте мчатся тени героев прошлого. Общественные мотивы звучат в балладе «Эолова арфа». Ж.ставит вопрос о духовной близости людей при их соц.неравенстве. Дух. близость торжествует над соц.неравенством. Но это возможно лишь в мире романтич. мечты. В период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтич.поэзии Ж. Рядом с «Э.а.» стоит произведение «Теон и Эсхин», сочетающее черты элегии, баллады и идиллии. Тема: противопосталвение «нетленных» благ и благ «изменяющихся». Скромный в желаниях Теон нашел счастье, к-рое не может нарушить даже утрата любимого чел. Такой душевный строй делает чел.человеком. Ж.провозглашает человека святейшим из званий. Шедевром элегической лирик можно назвать «Славянку». Но скоро в поэзии Ж.наступает новый период в творчестве. Он становится известным при дворе и ему поручают обучение принцессы и царского наследника. Вскоре его возлюбленная выходит замуж, а потом умирает, что нашло отражение в творчестве. Но основной причиной поворота в творчестве были условия общест. и лит. жизни. В рус.лит складывается революц-романтич.течение. Ж.не пошел в сторону происходящих событий, стал отставать от передового лит движения. Все это выявила слабые стороны его романтизма. Он обращается к переводы баллады Гете – «Лесной царь ». Период общественной деятельности начинает заслоняться внутренним миром сердца. Романтизм Ж.приобретает все более отчетливую мистическую окраску. Начинается нов.лирич.цикл поэзии мистич.романтизма. Началом нового цикла считается стихотворение «Невыразимое». Здесь затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее святые таинства слово и искусство бессильны. И все же стихотворения Ж. – есть настойчивая попытка передать эту красоту худ.средствами: «Море»

Оценивая все творчество Ж., следует сказать, что он внес в рус.лит.романтизм и тем самым подготовил возможность переворота, произведенного Пушкиным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: