Планы семинарских занятий
Тема 8: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Вопросы для обсуждения:
1. Творческая история романа в стихах.
2. Роман в стихах как жанр.
3. Автор – герой – читатель.
4. Концепция личности в романе.
5. Женский мир в романе.
6. Концепция русской действительности.
7. Одна из научно-критических версий романа.
Опорные понятия темы: онегинская строфа, автор, герой, роман в стихах, концепция личности.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
- Составить вопросы к теме «Женские образы в романе».
- Выбрать в тексте и прокомментировать фрагменты, описывающие отношение Онегина к Ленскому.
- Выбрать отрывки и прокомментировать, где есть описание жизни столицы и провинции.
Литература
1. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (статьи 8-9). Любое издание.
2. Писарев Д.И. Пушкин и Белинский (Любое издание).
3. Достоевский Ф.М. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. Т.10.
4. Мейлах Б. Евгений Онегин // История русского романа. В 2-х т. Т.1. М.; Л., 1962.
5. Макогоненко Г.П. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1963.
|
|
6. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994.
7. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1955. (гл. Евгений Онегин).
8. Семенко И.М. Эволюция Онегина // Русская литература. № 2. 1960.
9. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1985. С.39-107.
11. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С.26-105.
12. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». СПб., 1999. С.220-247, 269-285.
13. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. М., 1987. С.320-366.
14. Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998.
15. Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. М., 1999.
16. Терц Абрам. Прогулки с Пушкиным // Терц Абрам. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1992.
17. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
18. Федута А.И., Егоров И.В. Читатель в творческом сознании А.С. Пушкина. Минск, 1999. С.67-135.
Тема 9: Лирика А.С. Пушкина
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемно-тематический и жанровый состав пушкинской лирики.
2. Своеобразие пушкинской элегии.
3. Философская лирика А.С. Пушкина.
4. Пейзаж в лирике А.С. Пушкина.
5. Стихотворная техника А.С. пушкина. Звукопись.
6. Анализ одного стихотворения.
Опорные понятия темы: лирика, элегия, послание, пейзаж, лирический герой, стихотворная техника.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Проанализировать стихотворение «Морозное утро». Составить вопросы к тексту.
2. Проанализировать любое стихотворение А.С. Пушкина с точки зрения звуковой организации текста.
Литература
1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
2. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1983.
3. Томашевский Б.В. Пушкин. В 2-х т. М., 1990.
|
|
4. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.
5. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С.92-122.
6. Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.98-106.
7. Стихотворения Пушкина 1820-1830 годов. Л., 1974.
8. Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.
9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.144-169.
10. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1988. С.23-35, 391-435.
11. Русская классическая литература. М., 1969. С.24-60.
12. Коровин В. И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982. С.5-15.
13. Поэтический строй русской лирики. Л., 1983. С.78-86.
14. Непомнящий В. С. поэзия и судьба. М., 1987. С.3-143, 320-366.
15. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.
16. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985.
17. Эпштейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. М., 1994.
18. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. М., 2001.
Тема 11: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»
Вопросы для обсуждения:
1. Творческая история поэмы.
2. «Медный всадник» в контексте личности автора.
3. Образ стихии.
4. Живое и мертвое в поэме.
5. «Медный всадник» как философская поэма.
6. Художественная концепция «Медного всадника» в контексте его общественно-культурных взаимодействий.
Опорные понятия темы: поэма, повесть, конфликт, философский смысл.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Составить вопросы к Вступлению.
2. Составить план урока по поэме.
Литература
1. Борев Ю.Б. искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника". М., 1981. С. 149-159, 205-220, 372-389.
2. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина "Медный всадник". М., 1990.
3. Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии А.С. Пушкина // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1997.
4. Худошина Э.И. Жанр стихотворной повести в творчестве А.С. Пушкина. л., 1974.
5. Осповат А.Л. Тименчик Р. Д., "Печальну повесть сохранить…": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1987.
Модуль 2
Тема 1: Лирика и поэмы М.Ю. Лермонтова
Вопросы для обсуждения:
1. Жанровый состав.
2. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
3. Пространственно-временные отношения в лирике М.Ю. Лермонтова.
4. Пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова.
5. Звук и цвет в лирике М.Ю. Лермонтова.
6. Анализ одного стихотворения.
Опорные понятия темы: лирика, лирический герой, хронотоп, мотив, пейзаж.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Выбрать два любых стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова из пейзажной лирики. Провести сопоставительный анализ.
2. На примере анализа одного стихотворения продемонстрировать своеобразие художественного пространства в лирике М.Ю. Лермонтова.
Литература
1. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.
2. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С.122-153.
3. Маркович В.М. Стихотворение Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.122-132.
4. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина и Лермонтова, Тютчева. М., 1981.
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.169-180.
6. Вишневский К.Д. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.132-140.
7. Эпштейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. М., 1994.
8. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о лирике Лермонтова).
9. Найдич Э.Э. Лермонтов. Парус // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С.122-135.
10. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.
Тема 2: Драматургия М.Ю. Лермонтова
Вопросы для обсуждения:
1. Картина мира в драмах.
2. Структура конфликта.
3. "Странный человек" в драмах.
4. Мотив игры.
5. Эволюция конфликта и героя в драмах М.Ю. Лермонтова.
Тексты: "Люди страсти", "Странный человек", "Маскарад".
Опорные понятия темы: драма, конфликт, мотив, герой, демонизм, ремарка, монолог.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Сопоставить главных героев трех драм. Близость и отличие аргументировать текстом.
|
|
2. Сформулировать особенности монологов главных героев.
Литература
1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.
3. История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. Л., 1982. С. 368-401.
4. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.
5. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.
6. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Л. 1976.
7. Подольская И.И. М.Ю. Лермонтов. М., 1993.
8. Манн Ю.В. Игровые моменты в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т.36. № 1.
9. Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. Л., 1988. С. 122-135.
Тема 3: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вопросы для обсуждения:
1. Композиция романа.
2. Печорин. Роман судьбы или роман воли? Сознательная позиция или влияние среды? Индивидуализм, его почва?
3. Женские образы в романе.
4. «Фаталист». Проблема Востока и Запада.
5. «Тамань» и ее место в романе.
6. Жанровое своеобразие романа.
Опорные понятия темы: роман, композиция, система персонажей, монолог, дневник, понятие личности, портрет.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Выбрать в романе размышления всех героев о Печорине.
2. Проанализировать описание внешности Печорина в главе «Максим Максимович».
3. Сопоставить Онегина и Печорина.
Литература
1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
3. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.
4. Уманская М. Роман «судьбы», роман «воли»? // Русская литература. 1967.
5. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о романе «Герой нашего времени»).
6. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1966.
7. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 276-278.
8. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 в. (30-50-е годы). Л., 1982.
Модуль 3
Тема 1: Драматургия Н.В. Гоголя
|
|
Вопросы для обсуждения:
1. Театр в эстетике Гоголя.
2. "Женитьба": "Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков…"
3. "Ревизор":
а) своеобразие завязки;
б) комедия характеров;
в) Хлестаков и миражная интрига;
г) образ города;
д) поэтика финала.
Опорные понятия темы: комедия, интрига, система персонажей, диалог, завязка, немая сцена, миражность.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Составить вопросы к теме «Образ Хлестакова».
2. Выбрать сцену (аргументировать выбор), с которой начали бы анализ «Ревизора» на уроке литературы.
Литература
1. Манн Ю.В. Комедия Н. Гоголя "Ревизор". М., 1966.
2. Купреянова Е.Н. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Русская литература. 1979. № 4 или: История русской литературы. В 4-х т. Т. 1. Л., 1982. С.548-564.
3. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1972. С. 214-268.
4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С.218-235.
5. История эстетической мысли. Т.3. М.,1986. с. 344-361.
6. манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. С.170-267.
7. Скатов Н.Н. И.А. Хлестаков – и другие // Гоголь: история и современность. М., 1985. С.281-292.
8. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.275-304.
9. Смелянский А.М. Наши собеседники. М., 1981. С.43-90.
10. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматургического произведения. Л., 1988.
Тема 3: "Петербургские повести" Н.В. Гоголя
Вопросы для обсуждения:
1. Образ Петербурга.
2. Кажущееся и действительное.
3. Реальное и ирреальное.
4. Хронотоп.
5. Очевидное и невероятное.
6. Природа гоголевского юмора.
7. Художественное единство цикла.
8. Концепция действительности.
Опорные понятия темы: повесть, цикл, хронотоп, трагическое и комическое, художественная деталь, предметно-вещный мир, фантастическое.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Выявить мотивную организацию каждой повести.
2. Сравнить главных героев (художников) в повестях «Невский проспект» и «Портрет».
Литература
1. Маркович В.М. "Петербургские повести" Н.В. Гоголя. Л., 1989.
2. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С.55-130.
3. Анненский И.Ф. Книга отражений. М., 1979. С.7-9, 207-216.
4. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С.158-166.
5. Бочаров С.Г. Загадка "Носа" и тайна лица // Гоголь: история и современность. М., 1983. С.180-213.
6. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. М., 1989. С. 86-101.
7. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
Тема 4: Поэма "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Вопросы для обсуждения:
1. Замысел.
2. Жанровое своеобразие.
3. Художественное пространство в поэме.
4. "Живое" и "мертвое" в поэме.
5. Художественная символика в поэме.
Опорные понятия темы: поэма в прозе, хронотоп, система персонажей, предметно-вещный мир, автор, замысел, портрет, лирическое и эпическое.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Проанализировать одно из лирических отступлений в поэме, проанализировать его местоположение в тексте.
2. Составить вопросы к теме «Образ Чичикова».
Литература
1. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.
2. Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. М., 1988. С. 267-320.
3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 251-260.
4. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя "Мертвые души". М., 1987.
5. Машинский С.И. художественный мир Гоголя. М., 1979.
6. Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. Волгоград, 1991.
7. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Комаров С.А., Лагунова О.К. История русской литературы ХVIII – первой трети ХIХ века. Рабочая программа и методические рекомендации для студентов ОДО и ОЗО филологического факультета специальностей «Журналистика» и «Филология». Изд-во ТюмГУ, 2006.
Заучивание текстов наизусть:
И.А. Крылов – 5 басен.
В.А. Жуковский – 2 стихотворения.
Поэты пушкинской поры – 5 стихотворений.
А.С. Пушкин – 2 отрывка из поэм, 2 отрывка из «Евгения Онегина», 2 отрывка из сказок, 10 стихотворений.
М.Ю. Лермонтов – 2 отрывка из поэм, 10 стихотворений.