Особенности поэзии и философская лирика Фета

Особенности поэзии Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершинрусской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нетчеловека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел ктебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительногопредставления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фетеискажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постояннотиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертнойболезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик всостоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в периодего расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым изрусских поэтов. Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отецАфанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта всвоё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н.Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет.Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранногоподданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилиюШеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгаданатайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюроднымдедушкой последней русской императрицы. Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздопрозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательныйхозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имениясумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже вМоскве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревалиовощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт. В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Нона самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и егосмерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимыйболезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставилпредсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. Апоэт умер – умер от потрясения. Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фетамногогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классическихжанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальныйфетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которыепредставляют собой отклик на музыкальные впечатления. Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл ктебе с приветом”: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а отстихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное намне похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательнымпоэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, иничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Подновизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебнымфонарём искусства”. Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению спринятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, котораятребовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между темначальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем“правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себетак сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время вэтих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт внеточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, поройкажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительнойречи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “врастрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанногорода”? Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихахФета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётсявпечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами,они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамереннымисловами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важноедостоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройностивоспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении естьи стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутреннесвязано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порывечувства, точно на одном дыхании. Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот,робкое дыхание… ”: Шёпот, робкое дыхание, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на однихназывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которыеназываются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д. Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь.Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны.Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чутьсветятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе непрямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могутбыть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами,за словами. “За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувствалюбви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так олюбви до Фета ещё никто не писал. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем неменее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он впоэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте,разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм встихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское исамое обыкновенное. Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят отсостояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны довесны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства уФета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым,неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл“Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе взимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стеклеузоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихахсияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежныхискр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц.Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесьеё собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорееона сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкинымвоспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть еёэстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народнойжизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”,или ямщик на тройке удалой. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта раносложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. Нановом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”,в них как бы особая, фетовская философия ночи. В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь –бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство“ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихахфилософское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворенияпоявляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективуполучает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизньючеловека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека. МАЙСКАЯ НОЧЬ Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа Царит весны таинственная сила С звездами на челе. - Ты, нежная! Ты счастье мне сулила На суетной земле. А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно - как дым За ним! за ним! воздушною дорогой- И в вечность улетим. Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущностьбытия. Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночноепрозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит“живой алтарь мироздания”. Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых неслова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно.Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что этопервая струя давно задержанного потока”. Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь впоэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета кфилософу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления,человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо,были близки Фету. В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человекавплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаётпредпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты. В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночьпрекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полнажизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даётчеловеку счастье: Что за ночь! Прозрачный воздух скован; Над землёй клубится аромат. О, теперь я счастлив, я взволнован, О, теперь я высказаться рад! … Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Оннадеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет: Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор… У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, котороеоказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение состихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах,как правило, объединяются. Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философаночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни ихранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она унего узел всех живых и духовных связей. Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Егосозерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтическиепрозрения направлены на обнаружение тайн бытия. Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдалвсё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума,навык упорного труда и вдохновение. В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своёмроде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящийпоэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробныйкамень для способности понимать поэзию…”.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: