Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение выборов, взаимоотношение между избирателями и выборными институтами власти, а также порядок отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей.
Избирательное право может быть:
1. Активным – право голосовать.
2. Пассивным – возможность избираться.
Абсентеизм – отклонение от участия в избирательном процессе. Понятие появилось в начале XX века. Ввёл французский мыслитель Жорж Гед.
Причины:
1. Аполитичность граждан.
2. Неверие в формирование эффективных институтов власти.
3. Разочарование в деятельности избираемых институтов.
4. Тяжёлые экономические условия.
Способы преодоления абсентеизма (на основе законов):
1. Штрафы. Австрия, Австралия, Люксембург.
2. Общественное порицание. Списки тех, кто не пришёл, вывешиваются в общественных местах или публикуются в СМИ. Италия, Испания.
3. Административный арест. 1-3 суток. Турция, Греция, раньше в Австрии.
Бельгия, Австрия, Дания – показатель участия превышает 90%.
Существующее избирательное право реализуется через избирательные системы, под которыми понимается порядок организации и проведения выборов либо в представительные учреждения, либо в отдельного представителя власти, закреплённые в нормативных актах.
Избирательные системы:
1. Мажоритарная. Победитель определяется по большинству набранных голосов.
· Относительного большинства. Отсутствует порог явки избирателей. Победитель должен набрать больше, чем другие претенденты (больше чем в графе «против всех»). Выборы, как правило, в один тур. США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, РБ при формировании местной власти. В апреле 2010 года были первые выборы по системе относительного большинства в местные советы. Активное право с 18 лет, пассивное – с 18 лет.
· Абсолютного большинства. Существует порог явки избирателей. Как правило, выборы в 2 тура. Избранным считается тот, кто набрал определённый процент голосов + 1 голос от пришедших на участки. Австралия, Франция, РБ. По ней у нас формируется палата представителей, явка 25% + 1 голос от зарегистрированных избирателей. Победитель должен набрать 25% + 1 голос от пришедших. Второй тур через 2 недели. Пассивное право – с 21 года. Совет республики: пассивное право с 30 лет. По этой же системе избирается президент. Явка – 50% + 1 голос. Второй тур те же условия. Такая мажоритарная система существует в незначительном числе стран или государств.
При данной системе существует понятие – одномандатный округ. Страна делится на избирательные округа. И избирается 1 человек.
· Пропорциональная. Данная система строится на участие в политических партиях в избирательном процессе, которые получают места в представительные учреждения пропорционально набранным голосам. Это система многомандатных округов.
1. Система жёстких списков. Требуется голосовать за партию в целом. Кандидаты получают свои места согласно последовательности или очерёдности в партийном списки. (Россия, Испания. Греция, Израиль)
2. Полужёстких списков. Голосования за партию в целом, гарантии кандидату под номеру 1. Остальные порядковые номера сам избиратель. (Нидерланды, Дания, Австрия)
3. Система свободных списков. За партию в целом, гарантию никто не имеет, последовательность за избирателем. (Бельгия)
4. Панаширования (смешивание) – избиратель может составить собственный список из кандидатов от зарегистрированной партии. Может внести и свои кандидатов. (Люксембург, Швейцария)
+ позволяет максимально учитывать общественное мнение
- обезличивает избирательный процесс
Данная система предполагает заградительный либо избирательный барьер. Процент определённых голосов, которая должна набрать партия. В России это семь процентов. В ФРГ, Италии 5 процентов. В Турции это 10%.
· Смещенная избирательная система. Предполагает сочетания элементов мажоритарной и пропорциональной с целью минимизировать их недостатки.
ОБСЕ. БДИПЧ - со стороны международного сообщества за избирательным процессам наблюдает БДИПЧ ОБСЕ (бюро по демократическим институтами правам человека организации по безопасности и сотрудничестве в Европе).
Замечание и претензии БДИПЧ ОБСЕ к белорусскому избирательному процессу:
1. Привести законодательные нормы и к стандартам ОБСЕ изложенных в декларации прав человека.