Программно-методическое обеспечение

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Литература»

В 2013-2014 учебном году

В общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества[1].

 

I

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя литературы

В условиях перехода от ГОС-2004 на ФГОС-2010 в основной школе возникает серьёзная проблема, связанная с нормативным обеспечением образовательного процесса.

В сентябре 2013 года часть школ Ярославской области переходит на ФГОС-2010, а большинство школ продолжает работу по стандарту 2004 г, поэтому данный раздел содержит перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя литературы, осуществляющих преподавание предмета по ГОС-2004 и ФГОС-2010. Таким образом, преподавание литературы в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

· Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01.09.2013.

· ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

· ФБОУП для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1).

· Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

· Примерные программы по литературе (к ГОС-2004г.): Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень.

· Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература.

· Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации 24.11.2011 № МД-1552/03.

· Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.

 

II

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане. Данный раздел показывает место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане (БУП-2004 г.) и федеральном базисном учебном образовательном плане (вариант 1) (БУОП-2010 г.).

В 2013-2014 учебном году в 5-11 классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с требованиями ГОС-2004 и ФГОС-2010.

На изучение учебного предмета «Литература» в соответствии с ГОС-2004 отводится следующее количество часов:

385 часов на этапе основного общего образования:

(в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов - из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): (X-XI классах выделяется по 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю).

350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень: социально-гуманитарный; филологический): в X-XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю)[2].

На основании Федерального базисного учебного образовательного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) на изучение учебного предмета «Литература» в соответствии с ФГОС-2010 рекомендуем отводить следующее количество часов:

455 часов на этапе основного общего образования: в V классе – 105 ч., в VI – 105 ч., в VII – 70 ч., в VIII – 70 ч., в IX классе – 105 часов.

 

III

Программно-методическое обеспечение

Выбор учебников и пособий по литературе осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированном в Минюсте России 20 января 2013 г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

В документе отражены авторские линии учебников для основной школы, соответствующие ГОС-2004 и ФГОС-2010, что позволяет образовательным учреждениям продолжить реализацию ГОС-2004 или вступить во ФГОС-2010.

В перечне рекомендованных учебников на 2013-2014 учебный год выделены два раздела:

· Учебники, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС-2010). Представлено 13 авторских линий учебников по литературе для 5-9 классов.

· Учебники, содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС-2004). Включено 10 авторских линий учебников по литературе для 5-9 классов.

В перечне допущенных учебников на 2013-2014 учебный год также выделены два раздела:

· Учебники, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС-2010). В разделе 1 авторская линия учебников по литературе для 5-7 классов В.Ю. Свиридовой.

· Учебники, содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС-2004). В разделе 8 авторских линий учебников по литературе для 5-9 классов.

Особое внимание, следует обратить на раздел перечня, в котором обозначены учебники, рекомендованные и допущенные к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, в которых декларирован системно-деятельностный подход в обучении[3], встаёт вопрос выбора УМК по литературе. Необходимо обратить внимание на авторскую концепцию, методический аппарат учебника (образовательный потенциал вопросов и заданий, в том числе, для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, развития читательской культуры).

Анализ перечня выбранных образовательными учреждениями Ярославской области УМК по литературе на 2013/2014 учебный год показал, что в практику работы входят новые авторские линии, соответствующие требованиям ФГОС: Г.В. Москвина (успешно прошла апробация учебников по литературе для 5-9 классов в школах Ярославской области в период с 2008 г. по 2013 г.) и И.Н. Сухих[4]. Таким образом, из 13 рекомендованных на федеральном уровне учебных линий по литературе, в образовательных учреждениях Ярославской области в 5 классах преподавание будет осуществляться по 8 предметным линиям: Г.И. Беленького, Р.Н. Бунеева, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, М.Б. Ладыгина, Г.В. Москвина, Г.С. Меркина, И.Н. Сухих.

 

Для организации самостоятельного чтения целесообразно использовать Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г. «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: