Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. Выделены и классифицированы рецептивные и продуктивные грамматические навыки, овладение которыми предполагается в процессе обучения в школе.
При обучении грамматике необходимо учитывать межъязыковую интерференцию – замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка, а также внутриязыковую грамматическую интерференцию, представляющую собой замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействием дифференциальных признаков изучаемого языка.
К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся: ознакомление, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении. Ознакомление включает в себя введение грамматического материала и его объяснение. Объяснить грамматическое явление значит: 1 раскрыть его формальные признаки; б)объяснить его значение, т.е. семантические особенности; в) пояснить функцию в речевом контексте; г) провести первичное закрепление.
В качестве основных способов объяснения грамматики используются индукция и дедукция.
Под индукцией понимается форма умозаключения, обобщающая отдельные факты и характеризующая движение познания от частного к общему. Сначала грамматические явления наблюдаются в тексте, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах.
Под дедукцией понимается движение познания от общего к частному, т.е. от обобщающего правила или правила-инструкции, касающегося формы, значения, функции грамматического явления, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях. Выбор того или иного способа объяснения зависит от ряда факторов.
Для обучения грамматике предложены подготовительные и речевые упражнения.
Подготовительные упражнения включают:
1 Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления.
2 Упражнения в субституции
3 Упражнения в трансформации
4 Вопросно-ответные упражнения
5 Репродуктивные упражнения
6 Переводные упражнения
Отличительной чертой речевых упражнений является направленность на содержание высказывания, включающего в себя изученные грамматические структуры.
| Грамматика - раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Цель - формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. При обучении выделяется активный и пассивный материалы. Активный предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Знать грамматику значит знать ее форму, значение, употребление, речевую функцию того или иного грамматического явления.
Трудности овладения грамматической стороной речи на ин.языке: 1.Межъязыковая интерференция(правила одного языка переносятся на другой) 2.Внутриязыковая интерференция(трудности, возникающие из-за отсутствия того или иного явления в родном языке: артикли, временные формы)
Для объяснения грамматического материала Е.Н.Соловова предлагает следующие подходы и существующие в их рамках методы: Подход - это наиболее общие, стратегические положения обучения иностранному языку. Метод - разработка конкретных шагов, наличие определенных принципов и использование конкретных приемов. Выделяет след. подходы: 1. Имплицитный подход (без объяснения правил) а) Структурный метод включает в себя отработку структурных моделей: аудирование речевых образцов с грам.структурой, хоровое/индивидуальное проговаривание образцов, вопросно-ответные упражнения с использованием отрабатываемых структур. б) Коммуникативный метод: предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации, имитация в речи при наличии речевой задачи, группировка схожих по смыслу/форме фраз, разнообразие обстоятельств автоматизации, действия по аналогии в определенных ситуациях. 2. Эксплицитный метод (с объяснением правил) а) дедуктивный метод ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ - ОТ ПРАВИЛА К ДЕЙСТВИЮ Правило-> поиск грам.явления в тексте-> выполнение подстановочных упражнений-> упражнения на трансформацию-> переводные упражнения б) индуктивный метод ОТ ЕДИНИЧНОГО К ОБЩЕМУ (Учащиеся сами формируют правило) Текст с большим кол-вом нового грам явления-> формулировка правила образования/использования грам.явления-> выполнение упражнений на подстановку-> выполнение упражнений на трансформацию-> переводные упражнения. 3. Дифференцированный подход (сочетание различных подходов и методов с учетом особенностей обучения)
Отмечено, что при изучении грамматики этап выхода в речь изучаемого материала зачастую игнорируется. Е.Н. Соловова подчеркивает, что не все грамматические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. Формирование языковой компетенции не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенций. Не отрицая тренировочных упражнений на грамматику, предлагается использовать в качестве обязательного элемента условно коммуникативные и собственно коммуникативные упражнения для закрепления грамматических навыков. Наилучшим способом решения данной задачи представляется использование различных игр на уроке.
| Грамматика – это раздел языкознания, изучающий формальный строй языка: систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства.
Главная цель – не только приобретение знаний о грамматической системе изучающего языка в границах, определяемых программой обучения, но и овладение навыками и умениями, чтобы пользоваться такими знаниями для участия в речевом общении.
Конечная цель - овладение грамматической компетенцией как составной части компетенции языковой.
Трудности в обучении:
1. Тип языка: Русский язык - синтетический, английский - аналитический.
2. Употребление предлогов
3. Порядок слов
4. Согласование/несогласованней в атрибутивных словосочетаниях
Подход к обучению грамматическим средствам общения: сознательно – практический – от системы языка в виде грамматического знания к речевым навыкам владения такими средствами и формируемым на их основе речевым умениям в виде грамматической компетенции.
Знания - навыки – умения
Знания – первая цель, представляются с помощью правил, инструкций, моделей предложений, речевых образцов.
Навык - вторая цель, автоматизированный компонент сознательно выполняющей деятельности, обеспечивающее правильное, безошибочное употребление грамматической формы в речевом общении.
Виды навыков: морфологические, синтаксические, орфографические, продуктивные, рецептивные.
Этапы становления:
Ориентировочный
Стандартизирующий
Варьирующий
Умения – включение грамматического навыка в различные ситуации общения.
Грамматические навыки и формируемые на их основе речевые в своём развитии проходят ряд стадий (восприятие модели, имитация, подстановка, трансформация, репродукция, комбинирование), для становления которых используются языковые, условно-речевые, речевые упражнения.
Методика обучения грамматическим средства общения: 1. ознакомление с учебным материалом
2. объяснение учебного материала
3. закрепление введённого материала - имитация - подстановка
- трансформация
- собственно репродукция
4. применение усвоенного материала
5. контроль уровня владения грамматическим материалом
Занятия по грамматике организуются на материале грамматического минимума, в котором выделяется материал для активного усвоения (активная грамматика) и рецептивного усвоения (пассивная грамматика)
Три способа объяснения грамматического материала:
1)Дедуктивный (от правила к применению) (грамматическая форма в виде модели предложения или грамматического правила иллюстрируется примерами их применения в речи)
2)Индуктивный (от содержания высказывания к правилу) (в результате наблюдения над использованием грамматического явления в речи учащиеся подводятся к обобщению в виде умозаключения или правила)
3)Практический (знакомство с грамматическим явлением происходит интуитивно, в результате догадки, с опорой на предшествующий опыт; предметный способ, глагольный способ, ситуативный способ)
На разных стадиях становления и развития грамматического навыка используются языковые и условно речевые упражнения.
Языковые упражнения – образование грамматических навыков в результате выполнения стандартных действий с языковым материалом в условиях учебной ситуации.
Условно-речевые упражнения - развитие грамматического навыка в условиях ситуации, приближенной к реальному общению. (формирование навыка – усвоение грамматической формы и её функции в речи).
Языковые грамматические упражнения:
Имитативные, упражнения в узнавании и дифференциации грамматической форм, упражнения в трансформации, упражнения в субституции (подстановочные), репродуктивные, переводные.
Условно-речевые упражнения:
Подстановочные, трансформационные.
|