Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций в деятельности предприятия в соответствии с установленными целями, возможностями ресурсного обеспечения и спросом на рынке. В ходе плановых расчетов:
· обеспечиваются детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,
· устанавливается состав реализуемых проектов,
· распределяются задания, определяется состав необходимых ресурсов,
· согласовываются очередность и сроки реализации отдельных работ,
· обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.
Функция организации производственных процессов заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Это осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.
|
|
Контроль и регулирование состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. Задачами контроля и регулирования являются:
· сбор и систематизация информации о состоянии деятельности и ее результатах;
· оценка состояния и полученных результатов деятельности;
· анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
· подготовка и реализация решений, направленных на достижение целей.
Процессуальные функции управления
Включают в себя два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии, — принятие решений и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических его функций.
Социально-психологические функции управления
Включают в себя управленческие процессы и инструменты, способствующие созданию и поддержанию благоприятного производственного и психологического климата в организации. Это достигается рациональным делегированием полномочий и мотивацией труда исполнителей.
Делегирование подразумевает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению деловыми процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
|
|
Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для эффективного и производительного индивидуального и коллективного труда сотрудников организации, а также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьерного роста сотрудников организации.
Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – М.: «Гардарика», 2004.
Формирование целей организации
«Цель – это мечта, которая должна сбыться к установленному сроку».
Цель в менеджменте – это требуемое или желаемое состояние организационной системы
в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик.
Цель организации является, с одной стороны, результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой — ограничением для планируемых мероприятий. Наличие целей позволяет организации:
· придать смысл деятельности (зачем выполняется та или иная работа);
· получать заданные результаты в конкретных областях деятельности;
· повышать качество работы сотрудников организации (цель трансформируется
в действия, которые создают предпосылки для обратной связи и, как следствие,
возможность оценить качество работы);
· развивать навыки и способности персонала (достижение целей требует от людей
определенных усилий, реализации их потенциала).
Необходимо рассматривать систему целей - как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие. Разделяют стратегические цели, оперативные (тактические) цели и задачи.
Метод управления по целям (МВО)
Управление по целям (Management by objectivities – MBO) – метод, который предназначен для реализации руководства выполнением согласованных целей.
Суть метода в том, что менеджеры должны ставить перед подчиненными задачи, указывая
цели и показатели выполнения работы, вместо того, чтобы давать точные указания о том, каким образом сотрудникам следует выполнять работу.
В основе метода лежит условие, что цели и показатели работы должны обладать
характеристиками SMART (с англ. – «разумный»):
Specific – конкретны;
(Что конкретно должно быть достигнуто?)
Measurable – измеримы;
(Как мы узнаем, что достигли цели, по каким признакам, измеримым показателям?)
Achievable – достижимы;
(Насколько поставленная цель согласована с целями менеджеров смежных подразделений предприятия при выполнении задачи/проекта?)
Realistic (Relevant) – реалистичны
(Уместны в контексте деятельности фирмы – насколько поставленная цель соотносится
с целями более высокого уровня? Какие ресурсы нам понадобятся для достижения цели?)
Timed ( Time – bound) – ограничены во времени.
(Когда цель должны быть достигнута?)
ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕЙ
- Обеспечить средний объем поставок нового специального оборудования в производственные подразделения компании в 2016 г. не менее 95% от объема 2015 г.
- Снизить текучесть кадров на 5% в отделах продаж компании до 15.12.16.
- Снизить объем сверхурочных работ в производственных подразделениях компании
на 10% до 30.06.16 г.
Предприятие работает так, как им управляют
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется
для достижения цели или целей.