Различия в понятийном аппарате при разных подходах

 

 «Ещё Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...», - писал В. И. Ленин.

 

Многие вопросы воспитания и обучения решаются существенно по-разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению. Такая приверженность проявляется и в используемой системе понятий.

 

Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих работников народного просвещения — «просвещенцами».

Для культуросообразного подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко переиначивается как «формирование способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности» на «задатки». Отсюда же проистекает распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относится только к деятелям умственного труда («мастера — золотые руки» остались только в дореволюционных сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная школа уже много лет (как водится, без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе.

ИЕРАРХИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ КАК ВИД

ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ПОДХОДА

Один из известных и давно опробованных способов учёта заметного разнообразия успехов в обучении — это иерархичность доступа к возможности освоения более сложных и трудоёмких его разделов.

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образования последующей ступени.

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

Дошкольное образование

2. Начальное образование;

3. Среднее (общее) образование;

4. Среднее (полное) образование;

5. Среднее (профессиональное) образование;

6. Бакалавриат высшего образования;

7. Магистратура;

Аспирантура (интернатура, ординатура, адъюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),

Докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).

Дальнейшее профессиональное совершенствование

УЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, НАУЧЕНИЕ

Учение, учеба - приобретение, освоение новых форм поведения при наличии соответствующей цели или мотива. Воспитание и обучение - формы учения.

Учение - это процесс приобретения знаний, умений, навыков при котором определяющим является не то, что вас чему-то учат, а то, что вы сами хотите чему-то научиться.

Обучение - передача опыта, освоение новых форм поведения, новых знаний, умений и навыков. /Психологос/

Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные.

Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. /Психологос/

НАУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Научение происходит само, обучение производят - и, как правило, сознательно.

Обучение базируется на сознательном и целенаправленном использовании неосознанных форм научения. Мы можем сознательно использовать игровые моменты, моменты привыкания и сенситизации, научения методом проб и ошибок чтобы овладеть новым знанием, умением или навыком.

Обычно к научению относят такие процессы, как привыкание, импринтинг, запечатление, сенситизация, ассоциативное научение (якорение, образование простейших условных рефлексов), поскольку эти процессы обычно происходят сами, естественно.

Многие другие процессы, такие как выработка привычки, игра, дрессировка, запоминание, подражание, метод проб и ошибок (инструментальное научение), инсайт, последовательное научение (формирование сложных двигательных и речевых навыков), реакций сенсорного различения и т. д., - когда-то происходят как естественное научение, а когда-то - как специальное обучение, с задачей научить или научиться.

Игра может быть отнесена к научению тогда, когда она является не частью обучения,а просто игрой: воспроизведением поведения или его элементов, просто потому что это приятно или интересно. Также, подражание, как случайное, непреднамеренное копирования окружающих, чаще является видом научения. Когда же подражание производится с познавательной целью, оно выходит за рамки научения и становится вариантом обучения.

Все виды научения могут быть осознанно использованы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: