Декарт. Рационалистическое учение о страстях.
Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей - воздействия внешних предметов.Чувства предметны, в этом их главная особенность.
Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение -сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.
Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признанного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с другими вещами, отсюда неадекватное рвение.
|
|
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля (возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страстьрасполагает тело.
Спиноза.
Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи - образы вещей (познавательные образы) -то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты - состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самою тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее. а вместе с тем и идею этих состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. 1ри первичных аффекта: удовольствие (радость) — состояние через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) — состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству: желание - выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием ею. Из удовольствия следует желание сохранить этосостояние. Из неудовольствия - избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие - приятность и веселость, неудовольствие - боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты.
Любовь — удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть - аналогично). Вокруг любви и ненависти разворачивается много другихсобытий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти - механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно - вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется - порождается неудовольствие - ищутся его причины - если в другом, то ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций - почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия - Я - гордость. Стыд - антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов - рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами вналичности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций — описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций.
|
|
Ассоцианисты.
Детерминирующая тенденция - бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями, и поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое положение, даже если не обладают прямой аффектогенностью.Являясь ведущим в жизни личности, мотив для субъекта оставался «за кадром» - и со стороны осознания и со стороны своей аффектогенности.
Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.
Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания других теорий эмоций, в частности «периферической» теории У. Джемса - Г. Ланге.
Вундт как и всякий структуралист, искан инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивныепроцессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект — форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция- готовность действовать — начало воли.
|
|
Психоанализ.
Эмоции - единственный материал, по которому мы можем судить о потребностях и мотивах, это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс (психоанализ) - объединение в пределе любых деталей, вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали.
Фрейд выделял четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).
1. боязнь утраты желанного объекта;
2. боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого;
3. боязнь утраты себя (части себя);
4. боязнь утраты любви к себе.