Не своим разумом и ценностями, а чувствами и эмоциями,
это образ жизни организма.
Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас - глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя... Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это - образ жизни человека-личности.
У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения. Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более. Чувства могут когда-то вспыхивать и гаснуть, но за свои поступки отвечает человек, личность. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать.
|
|
Своими эмоциями можно и нужно управлять,
потребности – воспитывать и выстраивать в ту иерархию,
которая соответствует его представлению о должном.
Человек-организм ищет в себе энергию,
человек-личность энергию в себе создает.
Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, что свое надо подкрепить энергией желания, чтобы нужное ему - хотелось.
У развитой личности есть то, что ей дорого: ее ценности,
Из ценностей вытекают ее цели,
Цели разворачиваются в планы,
Планы конкретизируются в порядок дел,
После чего личность – действует.
Это не значит, что у человека-личности нет эмоций и привычек,
Просто все свои эмоции и привычки такой человек
Оценивает, воспитывает и корректирует.
Ему служат эмоции и привычки, а не он им.
Человеку-личности естественно ставить себе высокие цели, решать большие задачи.
Личности живут скорее, как Мастеровые,
Они не ищут,
А делают, создают, формируют.
Что сами себе сделают, то у них и будет.
Ценности – те звезды,
Которые определяют направление жизни человека, как личности.
Ценности - это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия - то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.
Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.
Задачи свободы, развития и созидания понятны только человеку как личности. Личность может ставить цели, выходящие за рамки ее существования.
|
|
Личность строит себя и свою жизнь,
Развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя.
При этом направленность личности на себя основной не является: развитая личность занята собой лишь в той мере, в какой она заботится о любом жизненном инструменте.
Основная направленность развитой личности – занятость не собой, а делом, другими людьми и жизнью.
Личность – заботится и любит, отвечая за результат.
Величина, мера личности - насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Индивид
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются:
- целостность и своеобразие психофизиологической организации;
- устойчивость во взаимодействии с окружающей средой;
- активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями
Субъект
Субъект (лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio — бросаю, кладу основание) впсихологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.
Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса вцелом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.
Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
Личность
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Индивидуальность
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).
В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:
|
|
· индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
· иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).
Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.
Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.