Если человек, оказавшись на воле, начинает руководствоваться

Не своим разумом и ценностями, а чувствами и эмоциями,

это образ жизни организма.

Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас - глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя... Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это - образ жизни человека-личности.

У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения. Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более. Чувства могут когда-то вспыхивать и гаснуть, но за свои поступки отвечает человек, личность. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать.

Своими эмоциями можно и нужно управлять,

потребности – воспитывать и выстраивать в ту иерархию,

которая соответствует его представлению о должном.

Человек-организм ищет в себе энергию,

человек-личность энергию в себе создает.

 

Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, что свое надо подкрепить энергией желания, чтобы нужное ему - хотелось.

У развитой личности есть то, что ей дорого: ее ценности,

Из ценностей вытекают ее цели,

Цели разворачиваются в планы,

Планы конкретизируются в порядок дел,

После чего личность – действует.

 

Это не значит, что у человека-личности нет эмоций и привычек,

Просто все свои эмоции и привычки такой человек

Оценивает, воспитывает и корректирует.

Ему служат эмоции и привычки, а не он им.

Человеку-личности естественно ставить себе высокие цели, решать большие задачи.

Личности живут скорее, как Мастеровые,

Они не ищут,

А делают, создают, формируют.

Что сами себе сделают, то у них и будет.

Ценности – те звезды,

Которые определяют направление жизни человека, как личности.

Ценности - это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия - то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.

Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.

Задачи свободы, развития и созидания понятны только человеку как личности. Личность может ставить цели, выходящие за рамки ее существования.

Личность строит себя и свою жизнь,

Развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя.

При этом направленность личности на себя основной не является: развитая личность занята собой лишь в той мере, в какой она заботится о любом жизненном инструменте.

Основная направленность развитой личности – занятость не собой, а делом, другими людьми и жизнью.

Личность – заботится и любит, отвечая за результат.

Величина, мера личности - насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.

КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Индивид

В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются:

- целос­тность и своеобразие психофизиологической организации;

- устойчивость во взаимодействии с окружающей средой;

- активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную де­ятельность и отличающийся своими присущими только ему индиви­дуально- и социально-психологическими особенностями

Субъект

Субъект (лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio — бросаю, кладу основание) впсихологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.

Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса вцелом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преоб­разования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности че­ловека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и само­го себя.

Личность

Личностьпонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Индивидуальность

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.

Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

· индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)

· иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лич­ности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­нее и тем самым полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении каж­дой конкретной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: