Глава 24. Правительство Российской Федерации 403

назначает на время своего отсутствия исполняющего обязанности Председателя Правительства, осуществляет общее руководство аппаратом Правительства.

Как отмечалось, в федеральном конституционном законе о Правительстве должны быть урегулированы вопросы о порядке деятельности данного органа. С учетом Закона о Совете Министров – Правительстве Российской Федерации, действующего в части, не противоречащей Конституции 1993 г., можно выделить некоторые важнейшие положения и нормы, касающиеся организации работы Правительства. Это, прежде всего, те вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства, т.е. коллегиально. К ним относятся находящиеся в рамках конституционно закрепленной компетенции Правительства вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, финансовой и кредитной политики, программы экономического и социального развития, решения о внесении предложении, об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, заключение международных договоров и др.

Закон о Совете Министров – Правительстве Российской Федерации предусматривал функционирование постоянного органа Правительства – Президиума в составе Председателя Правительства, его заместителей, министров финансов, экономики, обороны, иностранных дел, внутренних дел, Председателя Государственного комитета по управлению государственным имуществом и руководителя аппарата Правительства.

Весьма значимым элементом в статусе Правительства является его полномочие координировать, объединять и направлять (в пределах своей компетенции) деятельность большинства федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительство утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, определяет порядок создания и деятельности территориальных подразделений, названных федеральных органов, назначает и освобождает от должное та заместителей министров и руководителей преобладающей части иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов коллегий названных органов.

Глава 25. Судебная власть. Прокуратура

§ 1. Конституционно-правовые основы судебной власти. В курсе конституционного права России рассматриваются и изучаются не все вопросы функционирования данной относительно самос-



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

тоятельной ветви государственной власти, а только ее конституционно-правовые основы. При этом надо иметь в виду, что, помимо ознакомления с данным блоком вопросов в курсе конституционного права, существуют и преподаются в юридических вузах такие самостоятельные учебные дисциплины, как "Правоохранительные органы" (в нее включаются сведения об организации суда и прокуратуры), "Адвокатура и нотариат", "Прокурорский надзор", "Правовые основы адвокатуры и нотариальной деятельности". Поскольку в Конституции 1993 г. выделены судебная власть и только частично регламентирован статус прокуратуры, а об адвокатуре и нотариате упоминается только в ст. 72 (п. "л"), постольку в рамках курса конституционного права рассматриваются статус судебной власти, а также основы организации прокуратуры. Названные институты анализируются в свете судебно-правовой и прокурорской реформы.

Одной из принципиальных новелл Конституции 1993 г. является выделение в ней отдельной самостоятельной главой (гл. 7) "Судебная власть".

Такой подход отразил более точно по сравнению с прежней Конституцией назначение судов и правосудия, его органов в целом как осуществляющих одну из разновидностей государственной власти – самостоятельную судебную власть. Правильным является замечание, что для предмета конституционного регулирования более адекватен термин "судебная власть"1. В данном случае прослеживается последовательность в проведении на практике провозглашенного в ст. 10 Конституции осуществления государственной власти в РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и об осуществлении государственной власти вместе и наравне с другими государственными органами судами Российской Федерации (ст. 11). Новым моментом является вытекающее из положений и норм ст. 10 и 11 Конституции отнесение органов судебной власти к числу органов государственной власти, которыми, как отмечалось, по прежним Конституциям признавались только Советы народных депутатов. Сказанное не означает, что органы судебной власти не обладают значительной спецификой по сравнению с органами законодательной и исполнительной властей. Между ними имеются весьма существенные различия, обусловленные природой и характером каждого из названных видов органов, его функциональным предназначением, особенностями построения форм, методов, процедурами деятельности.

1 Конституция Российской Федерации Комментарий. М., 1994. С. 499.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: