Сущность и формы товарных расчетов

Расчеты между организациями осуществляются, как правило, в безналичной форме посредством перечислений по расчетным (текущим) и валютным счетам в банках. Использование безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение и обеспечивает сохранность денежных средств. Безналичные формы расчетов используются по товарным операциям.

В настоящее время между организациями безналичные расчеты осуществляются посредством: вексель

1) платежных поручений;

2) платежных требований;

3) аккредитивов;

4) чеков;

5) банковских пластиковых карточек.

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с заключенным договором между банком и организацией[Папковская, П.Я. Бухгалтерский учет: учеб. / П.Я. Папковская [и др.]; под ред. П.Я. Папковской. – Минск: РИПО, 2016. – 379 с., с. 149 – 150].

.

 

1.3 Значение и задачи учета расчетов по товарным операциям (+информационная база)

Задачей бухгалтера является четкая и правильная фиксация задолженности, определение ее классификационной группы и предоставление достоверной и полной информации другим подразделениям организации.

Законность правильность документальная обоснованность операций или записей по дз и кз или учету дз и кз

Своевременно осуществлять запись в регистры синтетического и аналитического учета расчетов и полно

Своевременно списывать сомнительную задолженность на резерв по сомнительным долгами правильно исчислять сроки исполнения обязательств

Недопущение пропуска сроков исковой давности

Правильное исчисление курсовых разниц

Отражать действительное состояние дебиторской и кредиторской задолженности

Проводить инвентаризацию и сверку

Вести аналитический учет по поставщикам и покупателям, неотфактурованным поставкам, авансам полученным и выданным

Своевременная регистрация хозяйственных операций в соответствующих документах

учитывать

Необходимо отметить, что для обеспечения непрерывного развития предприятий, в современных условиях, важную роль играет точный и своевременный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. В организациях должен вестись строгий контроль за исполнением задолженности и за своевременным списанием нереальной задолженности. Плавное списание задолженности с использованием резерва по сомнительным долгам позволяет реально отражать действительность без попадания в затруднительное финансовое положение.

Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия. Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины.

Использование автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета упрощающает реализацию данных задач на практике.

Необходимо отслеживать динамику дебиторской и кредиторской задолженности по крайней мере за 5 лет. И если наблюдается ее снижение, то это свидетельствует о положительной динамике. В противном случае необходимо принимать меры.

Задача бухгалтера четко и правильно фиксировать задолженность, определять ее группу и предоставлять информацию о ней другим отделам организации.

Своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и (или) сокращение продаж с отсрочкой платежа (коммерческого кредита покупателям) отражает улучшение платежной дисциплины покупателей (а также других контрагентов).

Своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков) может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками.

Все это во многом зависит от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.

К непосредственным задачам учета дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей относятся следующие:

- точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;

- контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;

- определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности поставщиков и покупателей по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;

- определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей;

- выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;

- выявление объемов и структуры задолженности поставщиков и покупателей по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам;

- выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и подобным операциям;

- определение правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Информационной базой для бухгалтерского учета расчетов по товарным операциям являются:

1) бухгалтерская отчетность:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) примечания к отчетности;

2) налоговая отчетность:

а) декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость;

б) декларация (расчет) по налогу на прибыль;

3) статистическая отчетность: форма статистической отчетности 12-ф (расчеты);

4) регистры бухгалтерского учета:

а) Главная книга;

б) журналы ордера № 6, 7, 8, 10, 10/1, 11;

в) ведомости к ним № 5, 7, 16, 16-а;

г) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 62, 76, 79;

5) первичные документы:

а) товарные накладные;

б) товарно-транспортные накладные;

в) счета-фактуры;

6) прочие документы: АКТЫ

а) учетная политика;

б) договоры;

в) контракты;

г) выписки банка;

д) акты сверки расчетов;

е) таможенные и статистические декларации;

ж) платежные требования, платежные поручения;

з) материалы инвентаризации;

и) сертификаты (происхождения, качества, гигиенические);

к) организационно-распорядительные документы аудируемого лица (приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции);

л) акт на уничтожение бланков первичных учетных документов;

м) акт на списание испорченных, аннулированных первичных учетных документов;

н)  реестр бланков строгой отчетности, подлежащих уничтожению;

о) Акт на исключение из БСО с определенной степенью защиты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: