Расчеты между организациями осуществляются, как правило, в безналичной форме посредством перечислений по расчетным (текущим) и валютным счетам в банках. Использование безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение и обеспечивает сохранность денежных средств. Безналичные формы расчетов используются по товарным операциям.
В настоящее время между организациями безналичные расчеты осуществляются посредством: вексель
1) платежных поручений;
2) платежных требований;
3) аккредитивов;
4) чеков;
5) банковских пластиковых карточек.
Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с заключенным договором между банком и организацией[Папковская, П.Я. Бухгалтерский учет: учеб. / П.Я. Папковская [и др.]; под ред. П.Я. Папковской. – Минск: РИПО, 2016. – 379 с., с. 149 – 150].
.
1.3 Значение и задачи учета расчетов по товарным операциям (+информационная база)
Задачей бухгалтера является четкая и правильная фиксация задолженности, определение ее классификационной группы и предоставление достоверной и полной информации другим подразделениям организации.
|
|
Законность правильность документальная обоснованность операций или записей по дз и кз или учету дз и кз
Своевременно осуществлять запись в регистры синтетического и аналитического учета расчетов и полно
Своевременно списывать сомнительную задолженность на резерв по сомнительным долгами правильно исчислять сроки исполнения обязательств
Недопущение пропуска сроков исковой давности
Правильное исчисление курсовых разниц
Отражать действительное состояние дебиторской и кредиторской задолженности
Проводить инвентаризацию и сверку
Вести аналитический учет по поставщикам и покупателям, неотфактурованным поставкам, авансам полученным и выданным
Своевременная регистрация хозяйственных операций в соответствующих документах
учитывать
Необходимо отметить, что для обеспечения непрерывного развития предприятий, в современных условиях, важную роль играет точный и своевременный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. В организациях должен вестись строгий контроль за исполнением задолженности и за своевременным списанием нереальной задолженности. Плавное списание задолженности с использованием резерва по сомнительным долгам позволяет реально отражать действительность без попадания в затруднительное финансовое положение.
Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия. Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины.
|
|
Использование автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета упрощающает реализацию данных задач на практике.
Необходимо отслеживать динамику дебиторской и кредиторской задолженности по крайней мере за 5 лет. И если наблюдается ее снижение, то это свидетельствует о положительной динамике. В противном случае необходимо принимать меры.
Задача бухгалтера четко и правильно фиксировать задолженность, определять ее группу и предоставлять информацию о ней другим отделам организации.
Своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и (или) сокращение продаж с отсрочкой платежа (коммерческого кредита покупателям) отражает улучшение платежной дисциплины покупателей (а также других контрагентов).
Своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков) может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками.
Все это во многом зависит от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.
К непосредственным задачам учета дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей относятся следующие:
- точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
- контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
- определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности поставщиков и покупателей по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
- определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности поставщиков и покупателей;
- выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
- выявление объемов и структуры задолженности поставщиков и покупателей по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам;
- выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и подобным операциям;
- определение правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.
Информационной базой для бухгалтерского учета расчетов по товарным операциям являются:
1) бухгалтерская отчетность:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) примечания к отчетности;
2) налоговая отчетность:
а) декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость;
б) декларация (расчет) по налогу на прибыль;
3) статистическая отчетность: форма статистической отчетности 12-ф (расчеты);
4) регистры бухгалтерского учета:
а) Главная книга;
б) журналы ордера № 6, 7, 8, 10, 10/1, 11;
в) ведомости к ним № 5, 7, 16, 16-а;
г) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 62, 76, 79;
5) первичные документы:
а) товарные накладные;
б) товарно-транспортные накладные;
в) счета-фактуры;
6) прочие документы: АКТЫ
а) учетная политика;
б) договоры;
в) контракты;
г) выписки банка;
д) акты сверки расчетов;
е) таможенные и статистические декларации;
ж) платежные требования, платежные поручения;
|
|
з) материалы инвентаризации;
и) сертификаты (происхождения, качества, гигиенические);
к) организационно-распорядительные документы аудируемого лица (приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции);
л) акт на уничтожение бланков первичных учетных документов;
м) акт на списание испорченных, аннулированных первичных учетных документов;
н) реестр бланков строгой отчетности, подлежащих уничтожению;
о) Акт на исключение из БСО с определенной степенью защиты.