Под источниками экологического права по- нимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в-сфере взаимо- действия общества и природы.
Эти нормативно-правовые акты должны отвечать
ряду признаков, присущих источнику права:
1) должны являться носителями государственно-вла- стной силы;
2) должны иметь нормативный характер, т. е. рас- считаны на многократное применение;
3) должны быть адресованы неопределенному чис- лу субъектов;
4) должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.
Источники экологического права имеют ряд осо- бенностей. Одна из существенных особенностей предопределена характером самой отрасли как ком- плексной в системе российского права.
Правовые нормы экологического права содержат- ся не только в специальном законодательстве об окружающей среде, природоресурсном законода- тельстве, но и в актах гражданского, конституцион- ного, уголовного и иного законодательства.
Классификация источников экологического права:
|
|
1)по юридической силе: законы и подзаконные акты. Законы - нормативно-правовые акты, при- нимаемые представительными органами государ- ственной власти. Все иные нормативные акты являются подзаконными, это - акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, министерств и ве- домств, органов местного самоуправления;
2) по предмету регулирования: общие и спе- циальные. Общие регулируют как экологические, так и иные общественные отношения. К таким ак-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и с это- го дня утратил силу действовавший ранее Закон
«Об охране окружающей природной среды». Данный За- кон определяет задачи всего природоохранительно- го законодательства РФ, регулирует отношения в сфе- ре взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной сре- ды обитания человека, возникающие при осуществ- лении хозяйственной и иной деятельности, связан- ной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной по- литики в области охраны окружающей среды, обес- печивающие сохранение благоприятной окружаю- щей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества.
В ст. 1 Закона содержится перечень определений. К природопользованию теперь относятся не толь- ко действия по ее хозяйственной эксплуатации, но и воздействие на данные природные объекты.
В ст. 2 сформулированы принципы охраны окру- жающей среды, среди которых доминирует прин- цип приоритета жизни и здоровья человека, обеспече- ние благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Данные принципы реализуются в содер- жании всего законодательства об охране окружаю- щей среды.
|
|
Закон закрепляет право граждан на здоровую и бла- гоприятную окружающую среду. Статья 11 Закона го- ворит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизм охраны окру-