История правового регулирования экологических отношений

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвра- щения и устранения вредных химических, физиче- ских и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использо- вания и охраны животного мира.

Главная задача экологического права как отрас- ли права - сохранить всю окружающую природную среду как единую экологическую систему, а не толь- ко отдельные объекты природы. Экологическое пра- во предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду - проведение экологической экспертизы, установление

О1 экологических требований к размещению и эксплуата- ции хозяйственных объектов, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

Предметом экологического права являются общественные отношения, которые возникают по по- воду охраны окружающей природной среды от вред- ных химических, физических и биологических воздей- ствий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира. Итак, предметом экологического пра- ва являются преимущественно общественные отноше- ния, т. е. отношения между людьми по поводу использо- вания и охраны окружающей среды.

Особое значение имеют методы правового регу- лирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В сфере охраны окружающей среды применяются императивный и экономический, гражданско-право-



СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Система экологического права - это сово- купность его институтов, расположенных в опре- деленной последовательности с экологическими закономерностями. Под системо й экологиче- ского права понимается структура основных эле- ментов, частей этой отрасли - подотраслей, институ- тов, норм.

Регулируемые экологическим правом обществен- ные отношения условно разделены на три состав- ные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Экологическое право, как учебная дисцип- лина, состоит из общей, особенной и специальной частей.

Общая часть включает в себя институты, содер- жащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее значение для всей от- расли экологического права. Сюда относятся нор- мы Закона РФ «Об охране окружающей среды», фе- деральные законы об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, эколо- гическая правоспособность и дееспособность, эко- логический аудит, ответственность за нарушение за- конодательства об охране окружающей природной среды, экологические требования к созданию и экс- плуатации хозяйственных и иных объектов и т. д. Главное назначение этой части экологического пра- ва - обеспечить регулирование всех отношений, связанных с окружающей средой в целом. Следует заметить, что правовые институты особенной части подчинены институтам общей части.

Особенная часть экологического права содер- жит специфические правовые нормы по обеспече- нию рационального использования и охране земель,



ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Экологически е правоотношения - обще- ственные отношения, урегулированные нормами экологического права, которые возникают в резуль- тате взаимодействия человека и природы. Нормы об охране природы можно найти уже в первых нор- мативных актах Российского государства. В то вре- мя охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности и интересов государ- ства. Например, в 1016 г. в «Русской правде» пре- дусматривался штраф за уничтожение или повреж- дение дупла, наполненного сотами с медом. За кражу бобра предусматривался такой же штраф, как и за убийство холопа. В соответствии с Собор- ным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду рассматривалась как кража имущества. Особое от- ношение к охране лесных ресурсов появилось и по военным соображениям. Уже с XV! в. был установ- лен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов та- тар. Строго запрещалась вырубка деревьев в засеч- ной черте.

Если требования в сфере природопользования и охраны природных объектов осуществлялись в рам- ках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в санитарном зако- нодательстве. Потребность в таких нормах в Рос- сии возникла в XVII в. В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Согласно Уложению 1845 г. фабрика или завод, находящиеся


вой методы регулирования. Данные методы весьма \/недр, вод, лесов и других природных ресурсов, пра- VB городе или вне города, признанные по закону


вредными для чистоты воздуха или воды, уничто- жаются за счет виновного, и он подвергается аресту либо денежному взысканию.

В 1833 г. были изданы правила, которые пред- усматривали, что все вредные газы, могущие отде- ляться при производстве работ, должны быть погло- щаемы или сжигаемы.

В советский период, вплоть до 1970 г. в развитии законодательства регулирование природопользова- ния и охраны природы осуществлялось примени- тельно к отдельным природным ресурсам. Что ка- сается собственности на природные ресурсы, то в 1917 г. была проведена сплошная национализа- ция земли вместе со всеми природными ресурсами. При регулировании охраны природы учитывались преимущественно интересы охраны здоровья чело- века, а не всех живых организмов. Забота об охра- не природы и лучшем использовании природных ре- сурсов была признана как одна из важнейших государственных задач в 1972 г.

В 2002 г. был принят Закон «Об охране окружаю- щей среды». Данный закон определяет задачи все- го природоохранительного законодательства РФ, он регулирует отношения в сфере взаимодействия об- щества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических правоотно-

шений.

В условиях рынка появляются некоторые новые явления: введение многообразия форм собственно- сти на природные ресурсы, банкротства и ликвида- ции предприятий и иных объектов. Соответственно в законодательстве должны содержаться нормы, обеспечивающие соблюдение требований экологи- ческого законодательства.


вовой режим особо охраняемых природных терри- торий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, пра- вовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами, отходами и т. д. То есть особенная часть включает в себя регу- лирование как бы отдельных частей экологического права, его подотраслей. Например земельная, вод- ная, лесная, горная отрасли права являются в зна- чительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе права окружающей среды они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутрен- нюю структуру строения. Данные отрасли права при- званы обеспечить охрану и рациональное исполь- зование отдельных природных ресурсов.

В специальную часть экологического права вхо- дят нормы других отраслей права, регулирующие об- щественные отношения, связанные с охраной окружа- ющей среды. Эти нормы очень многочисленны. Прежде всего они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологичес- кого права предмет и метод регулирования. В то же время с экологией их объединяют общие задачи за- щиты окружающей среды. Например, немало эколо- гических норм содержится в уголовном праве. Уголов- ный кодекс РФ включает в себя специальную главу

«Экологические преступления».

Таким образом, уголовное право объединено с экологическим правом предметом регулирова- ния, а отчасти и методом. Но в то же время уго- ловное право является отдельной, самостоятельной отраслью права. К специальной части экологи- ческого права как учебной дисциплины также отно- сятся регулирование охраны окружающей среды в зарубежных государствах и международное эко- логическое право.


специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономи- ческого методов регулирования.

Главным образом применяется императивный метод регулирования. Данный метод основыва- ется на использовании административных предпи- саний, содержащихся в экологическом праве. Харак- терной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на исполь- зование природных объектов, нормативов воздей- ствий на природную среду, выдача лицензий, сер- тификатов, разрешений и т. д. Например, согласно ст. 45 Закона «Об охране окружающей среды» вы- брос и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выда- ваемого специально уполномоченными на то госу- дарственными органами.

Методы экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействуют на имуще- ство физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение.

Цель данного метода заключается в стимулирова- нии субъектов осуществлять экологически безопас- ную деятельность.

Также еще выделяют гражданско-правовой

метод регулирования. Характерной чертой этого метода является равноправие субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами опреде- ляют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону.

Для экологического права характерно то, что к од- ним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены все три вышеперечисленных метода.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: