Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи

Понятие финансов, их функции и роль.

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования.

Финансы как экономическая категория – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансы как правовая категория – совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

Функция финансов – обеспечение материальной основы существования и функционирования гос-ва.

Распределительная функция финансов направлена на формирование различных фондов денежных средств.

Контрольная функция финансов направлена на контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

 

Финансовые отношения.

Экономические отношения достаточно многообразны. Для их описания и анализа наука использует специальные категории. Финансы - экономическая категория, характеризующая определенную группу однородных экономических отношений, что позволяет выделить их из множества других экономических категорий. Их отличительные способности заключаются в том, что финансы и финансовые отношения возникают на стадии распределения. Общественное воспроизводство состоит из 4 стадий: производство, распределение, обмен, потребление, и финансовые отношения протекают в денежной форме, однако, финансы - это обособившаяся часть денежных отношений и они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.

Возникновение финансовых отношений происходит в результате распределения стоимости в ее денежной форме, в связи с чем появляются различные формы денежных доходов и накоплений. Распределение стоимости предполагает факт реализации стоимости, в противном случае не происходит смена натуральной формы стоимости на денежную, а значит, и не возникает предпосылок для возникновения финансовых отношений, поскольку финансовые отношения протекают в денежной форме.

финансовые отношения легче всего поддаются государственному регулированию, так как составляющие их сущность элементы имеют количественную определенность, выражающуюся через конкретные измерители. Реализация присущих финансам функций распределительной и контрольной происходит в процессе финансовой деятельности государства, его органов, которые при финансовом планировании и контроле за выполнением финансовых планов исходят из закрепленных в законодательстве финансово-правовых норм.

Финансы в силу своей универсальности способны не только быть двигателем общественного прогресса, но и тормоза на его пути. Совершенствование любой области общественных отношений предполагает в первую очередь внесение соответствующих изменений в нормативную базу, регулирующую эти отношения.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. В самом общем плане финансовая деятельность - деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

 

Понятие и элементы финансовой системы.

Финансовая система как совокупность финансовых учреждений страны - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РБ, которое обеспечивает проведение единой гос. политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Финансовая система РБ призвана обеспечивать воспроизводство и развитие народного хозяйства республики. Она состоит из определенных элементов (звеньев), взаимосвязанных между собой, и выполняет общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Самые общие цели, стоящие перед финансовой системой, конкретизируются, как правило, в прогнозах экономического и социального развития, законе о бюджете республики на новый финансовый год, основных направлениях денежно-кредитной политики.

Вторая составляющая финансовой системы - элементы (звенья). Финансовая система РБ состоит из следующих звеньев:

- финансы РБ;

-республиканские финансы;

- финансы местного самоуправления и управления;

- корпоративные финансы;

-государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме;

-страхование

Указанные звенья имеют свою структуру, поэтому их можно рассматривать как подсистемы единой финансовой системы РБ.

Финансы РБ включают консолидированный бюджет РБ и консолидированный бюджет сектора государственного управления.

Республиканские финансы включают республиканский бюджет, государственные внебюджетные фонды.

Финансы местного управления и самоуправления включают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды.

Корпоративные финансы включают финансы субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе ресурсы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме – это совокупность финансовых ресурсов, по поводу которых возникают долговые обязательства.

Страхование представлено фондами денежных средств, аккумулируемых и используемых для целей страхования.

 

Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов), обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. финансовая деятельность - деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

Финансовая деятельность определяется и вытекает из финансовой политики государства, сконцентрированных в ней целей и задач, являющихся целевыми установками для всех звеньев финансовой системы.

финансовая деятельность носит межотраслевой и межтерриториальный характер, а по мере глобализации и конвергенции национальных экономических систем и международный финансовый характер. Образующиеся в сфере материального производства финансовые ресурсы, став объектом распределения, попадают в распоряжение государственных и территориальных органов управления, субъектов хозяйствования и бюджетных учреждений.

Межотраслевое и межтерриториальное распределение факторов производства, в том числе капитала, подчинено интересам прогресса национальных и мировой экономики в целом. Национальный доход, приобретающий форму финансовых ресурсов, может быть использован не только в пределах государства, где он был создан, но и в интересах развития экономики и социальной сферы других государств. Поэтому финансовая деятельность все в большей мере становится интернациональным явлением.

Деятельность государства в области финансов в качестве отправной точки имеет создание правовых и институциональных основ в виде финансового законодательства и органов, осуществляющих управление финансовой системой государства. В настоящее время в РБ в результате государственного строительства сложилась достаточная нормативная база, регулирующая разноаспектные финансовые отношения, и система органов, как на республиканском, так и на территориальном уровне, способных обеспечивать в целом бескризисное функционирование финансовой систем белорусского государства.

В организационно-правовом аспекте финансовая деятельность проявляется в деятельности государственных органов и органов управления территориями, отраслями и предприятиями. между ними четко разграничены полномочия по участию в такой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: