Правовой режим межбюджетных трансфертов

бюджетные трансферты – средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе.

Правовой режим межбюджетных трансфертов установлен бюджетным кодексом РБ (Глава 12).

Формы межбюджетных трансфертов

1. Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

2. Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет предоставляется в случае превышения прогнозного объема расходов местного бюджета над прогнозным объемом его доходов.

Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативам отчислений от доходов.

3. Межбюджетный трансферт из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет передается в случае превышения прогнозного объема доходов местного бюджета над прогнозным объемом его расходов.

4. Объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций на планируемый период определяется на основе разницы между прогнозным объемом доходов и прогнозным объемом расходов соответствующего местного бюджета.

5. Прогнозный объем доходов местного бюджета рассчитывается с учетом налогового потенциала административно-территориальной единицы.

Прогнозный объем расходов местного бюджета рассчитывается с учетом нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

6. Дотация, субвенция или иной межбюджетный трансферт могут также предоставляться в текущем финансовом году в случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета.

 

Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Согласно ст.2 БК бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

 бюджетный процесс включает четыре стадии: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение бюджета; - исполнение бюджета; - составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.

Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит. Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. В связи с принятием БК в основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе организации бюджетной системы (ст.8 БК). С другой стороны, помимо общих принципов построения бюджетной системы РБ (многие из которых имеют большее значение именно при организации процессуальных отношений в бюджетной сфере), можно выделить еще ряд специальных принципов бюджетного процесса:

- принцип ежегодности означает, что бюджет принимается сроком на один год

- с 1 января по 31 декабря. Другой стороной этого принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств;

- принцип специализации бюджетных показателей, который означает что бюджеты всех уровней бюджетной системы РБ составляются единой бюджетной классификации;

- принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета к функциям органов представительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: