Относительно процессуально-правового статуса отчета об исполнении бюджета за минувший финансовый год высказываются различные точки зрения. В бюджетно-правовом институте присутствуют процессуальные действия, относимые к самостоятельным стадиям бюджетного процесса: составление, рассмотрение и утверждение. Бюджетный кодекс относит подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета к самостоятельной стадии. но правильнее было бы отнести эти процессуальные действия к стадии исполнению бюджета, т. к. Исполнение любого обязательства в юриспруденции связывается с тем, что исполнитель обязан отчитаться о проделанной работе, выполнении взятых (возложенных) обязательств и только после этого внешняя инстанция признает, что данные обязательства выполнены, не выполнены или ненадлежащим образом выполнены. Приходится и в данном случае руководствоваться Бюджетным кодексом.
Утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета оформляется законом. Подготовка отчета – компетенция Минфина. В этой связи у распорядителей средств республиканского бюджета возникает обязанность предоставить Министерству финансов годовую бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, установленном центральным финансовым ведомством республики. Последнее готовит отчет и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом вносит на рассмотрение Правительства, которое обязано в пятидневный срок направить проект закона в КГК для подготовки заключения об исполнении республиканского бюджета. Уместно отметить, что это, как правило, компетенция Счетной палаты. Одновременно проект закона представляется Главе государства для рассмотрения и последующего его внесения в Палату представителей. Это процессуальное действие должно быть осуществлено не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного года.
|
|
Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета не единственный документ, необходимый для рассмотрения отчета всеми перечисленными инстанциями. Его сопровождают материалы, содержащие сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета; о гарантия, предоставленных Правительством, о состоянии государственного долга; о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета.
Между сроками составления проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета, его предоставления в Правит-во, Президенту, Палате представи-телей есть еще один срок. Речь идет о том, что КГК обязан не позднее 15 мая года следующего за отчетным представить свое заключение, которое формируется не только исходя из анализа представленных Правительством материалов, но и с учетом результатов проверок, которые Комитет и его территориальные органы проводили в течение года. Этот документ представляется Главе гос-ва.
|
|
При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра или его представителя (министр финансов) и заключение КГК, при этом все участники руководствуются Конституцией, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента РБ.
Понятие налогов, их функции и роль
Налог - часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представит. органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды.
Функции:
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех юр. и физ. лиц, которые обязаны платить налоги. Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства гос-ва в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
распределительная (социальная) функция, выражающая сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции - с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды гос-во перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
Устанавливая систему налогов с физ. лиц, гос-во осуществляет также перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим распределительную функцию довольно часто называют социальной.
Как активный элемент распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хоз. деят-ти с помощью регулирующей (стимулирующей) ф-ции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов [налоговые льготы, налоговые вычеты, налоговые кредиты и др.].
Возникающая на практике конфликтность отношений между гос-вом и налогоплательщиками предопределила выделение дестимулирующей функции (подфункции) налога.
Благодаря контрольной ф-ции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налоговых платежей и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законод-вом.