Мемориально-ордерной форме

 

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета также основана на использовании приема накапливания данных первичных документов в разрезе синтетического и аналитического учета. Однако в сравнении с формой учета Журнал-Главная и мемориально-ордерной формой журнально-ордерная форма является более рациональной, экономичной и прогрессивной для внедрения и использования средств механизации и автоматизации процедур учета.

Регистрами учета при журнально-ордерной форме являются журналы-ордера (табл. 8.2), которые построены по кредитовому признаку, то есть все операции в них отражаются по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами, и ведомости, которые, наоборот построены по дебетовому признаку. В ведомостях все операции отражаются по дебету счетов в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

 

Таблица 8.2. Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 «Касса» за_____ 20__ г.

                                                                                          месяц

С кредита счета 50 «Касса» в дебет счетов

Строка № Дата или за какой период 51 «Расчетные счета» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и т.д. Итого
1 14.01 1 000 200 - - 1 200
2 18.01 500 - - - 500
3 25.01 - 300 200 - 500
И т.д. - - - - - -

 

Записи в журналы-ордера и ведомости производится непосредственно из документов по мере их поступления, то есть в хронологическом порядке. При большом количестве документов их предварительно группируют в группировочных ведомостях и журналах.

Во всех журналах-ордерах и ведомостях к ним записи из документов или группировочных ведомостей производят по шахматному принципу. Дебетовый оборот по счетам определяют в Главной книге (табл. 8.3) путем записей итогов с кредита счетов (журналов-ордеров). В результате при журнально-ордерной форме достигается объединение в одном учетном регистре нескольких взаимосвязанных счетов, а также в некоторых журналах-ордерах происходит совмещение аналитического и синтетического учета.

Таблица 8.3. Счет Главная книга _50 «Касса»_

                                                                                                    наименование счета

Месяц

Оборот по дебету

Оборот по кредиту

Сальдо

с кредита счета № 51 по журналу-ордеру № 2 с кредита счета № 71 по журналу-ордеру № 7 с кредита счета № 76 по журналу-ордеру №8 и т.д. итого по дебету дебет кредит
На 01.01 - - - - - - 2 000 -
Январь 1 000 200 - - 1 200 2 200 1 000 -
Февраль - - 500 - 500 - 1 500 -
Март 2 500 - - - 2 500 500 3 500 -
И т.д. - - - - - - - -

Строение журналов-ордеров и ведомостей к ним облегчает получение итоговых данных для составления отчетности. По остаткам на конец отчетного периода на счетах в Главной книге составляется баланс. Журнально-ордерная форма учета имеет существенные преимущества по сравнению с мемориально-ордерной формой. Так, при данной форме учета значительно сокращается объем учетной работы и повышается оперативность, наглядность и полезность учетной информации для управления, устраняется разрыв между синтетическим и аналитическим учетом, облегчается составление отчетности, создаются условия для механизации и автоматизации учетных процедур (рис. 8.4).

 

Первичные документы

 

Кассовая книга

           

 

 

   

 

 

 

Карточки аналитического учета  

Вспомогательные ведомости

 

Журналы-ордера

   

 

   

 

 

Оборотные ведомости по аналитическим счетам

 

Главная книга

 

 

 

 
 

 

 
   

 

 

 

   

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности

                   

Условные обозначения:                  

  последовательность записей
  сверка записей

Рис. 8.4. Схема организации бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме

 

Таблично-перфокарточная форма бухгалтерского учета в настоящее время применяется в тех крупных организациях, где сохранены централизованные вычислительные центры на базе счетно-перфорационных машин или больших электронно-вычислительных машин типа ЕС – 22. Носителями исходной информации при данной форме бухгалтерского учета являются перфокарты, а результатной информации – табуляграммы.

Перфокарты подразделяются на носители первичной информации и итоговые перфокарты – проводки. Каждая хозяйственная операция отражается в двух перфокартах – в одной из них фиксируются обороты по дебету счетов, а в другой – обороты по кредиту. Если обрабатывается масса однородных документов, то первичные перфокарты пробиваются на одном комплексе. При составлении на основании этих карт табуляграмм учета пробиваются итоговые перфокарты – проводимым по той же схеме, что и первичные перфокарты.

Таким образом, данная форма бухгалтерского учета основана на применении технических носителей информации – перфокарт, из которых с помощью счетно-перфорационных машин получают аналитическую и синтетическую информацию в табуляграммах. Применение перфорационных машин позволяет значительно сократить учетный процесс, так как не требуется составлять промежуточные ведомости и регистры. Получаемые табуляграммы заменяют регистры синтетического и аналитического учета. На основании этих данных составляется бухгалтерская отчетность (рис. 8.5).

 

  Первичные документы  

 

 

   

 

 

  Перфокарты  

 

 

     

 

Регистры аналитического учета

 

Отчетные табуляграммы

 

Регистры синтетического учета

   
             
     

Баланс и другие формы отчетности

     

 

   

 

 

Рис. 8.5. Схема организации таблично-перфокарточной формы

Бухгалтерского учета

 

Однако такая форма не получила широкого распространения из-за: необходимости больших затрат для ее внедрения; огромных размеров счетно-перфорационных машин и многочисленности их необходимого комплекта; сложности и громоздкости технологических процессов учета (шифровка и кодирование документов, обработка документов, перфорация и ее контроль, сортировка массива перфокарт, табуляция, контроль и выпуск отчетных табуляграмм и др.).

В современных условиях широкое распространение в организациях получила применение персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ или компьютеров) что позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и в целом процедуру бухгалтерского учета. В результате созданы современные информационные системы (программы для ЭВМ) автоматизации учетно-аналитических процедур в любой организации. Результатом этого явилось создание новой формы бухгалтерского учета, которая называется «автоматизированной формой бухгалтерского учета» (рис. 8.6).

 

Исходная информация – первичные документы

 

         

 

 

Ввод информации в ЭВМ и формирование

 информационных массивов

 

 

         

 

 

Обработка информации в ЭВМ по специальной программе в требуемых системой учета размерах

 

 

         

 

 

Вывод результатной информации из ЭВМ

 

 

         

 

                 

Машинограммы

  Видеограммы   Баланс и другие формы отчетности  

Диалог ЭВМ - бухгалтер

                 

 

Условные обозначения:                  

  последовательность записей
  сверка записей

Рис. 8.6. Схема организации бухгалтерского учета по автоматизированной форме

Данная форма учета имеет значительные преимущества перед таблично-перфокарточной: 1) отпадают громоздкая система взаимоотношений с вычислительными установками и все неудобства для организаций, связанные с этим; 2) обеспечивается резкое снижение стоимости учетных процедур; 3) за счет использования компьютеров непосредственно на рабочих местах создается возможность равномерного ввода данных в оперативном порядке по мере поступления документов; 4) широкое применение диалогового режима и тем самым оформление в регламентном режиме (в виде машинограмм, ведомостей) только итоговой информации, необходимой для системного учета и управления.

Автоматизированные форы бухгалтерского учета должны основываться на следующих требованиях: автоматизация всего технологического процесса обработки информации после ввода исходных данных в ЭВМ; перенос данных первичного учета полностью на машинные (магнитные) носители, составляющие рабочие массивы информации для обработки на ЭВМ; ввод условно-постоянной информации в память ЭВМ с целью ее многократного использования. Это позволяет создание массивов нормативно-справочной информации (НИС). В состав НИС необходимо включать новые реквизиты, связанные с учетом расчетов по налогам, обязательным платежам и сборам; кодирование информации на разных уровнях (отдельных номенклатур и их совокупностей); система кодирования всех хозяйственных операций. При этом необходимо в частные номенклатуры включить коды счетов финансового и управленческого учета, что даст возможность получения всей необходимой результатной информации для управления; применение, в условиях автоматизированной обработки информации, пирамидальности построения аналитического учета по объектам наблюдения и иерархическим уровням обобщения затрат в управленческом учете; выдача результатной информации в виде машинограмм, а также в других формах (контрольно-аналитической информации, информации в диалоговом режиме, справки, прогнозы, сводки, результаты и их корреляции, оперативные ответы на запросы управляющей системы).

Упрощенные формы бухгалтерского учета применяются в организациях малого бизнеса. Эти формы учета разработаны и приняты для практического применения Министерством финансов Российской Федерации. Организация учета по упрощенной форме учета построена на основе сокращенного рабочего плана счетов и специальных регистров бухгалтерского учета или без использования последних.

Так, упрощенную форму учета можно вести по: 1) простой форме бухгалтерского учета – без использования учетных регистров малой организации;

2) упрощенной форме бухгалтерского учета с использованием учетных регистров малой организации.

При простой форме бухгалтерского учета все хозяйственные операции отражаются (записываются) на счетах в Книге (журнале) учета хозяйственных операций. Данная книга построена аналогично и ведется также, как и Журнал-Главная при форме учета Журнал-Главная. Помимо книги учета хозяйственных операций, для учета расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям ведется также ведомость учета заработной платы (ф. №В-8) (рис. 8.7).

 

  Первичные документы  

 

     

 

             

Ведомость

 заработной платы

  Книга (журнал) хозяйственных операций  

Кассовая книга

 

     

 

 

  Баланс и другие формы отчетности  

 

             

 

                                                     Условные обозначения:                  

  последовательность записей
  сверка записей

Рис. 8.7. Простая форма бухгалтерского учета

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использование учетных регистров применяется в организациях малого бизнеса, если они занимаются разными видами деятельности (то есть тогда, когда простую форму учета невозможно применять).

Учетные регистры аналитического и синтетического учета хозяйственных операций об имуществе и обязательствах малой организации включают девять наименований. Первые восемь из них представляют собой таблицы для учета соответствующих объектов на счетах, а девятый регистр представляет собой ведомость шахматной формы для синтетического учета (рис. 8.8).

 

 

  Первичные документы  

 

     

 

             

Карточки

аналитического учета

  Ведомости (В-1; В-2; В-3; В-4; В-5; В-6; В-7; В-8)  

Кассовая книга

 

     

 

             

Шахматная

ведомость (В-9)

  Оборотная ведомость  

Баланс и другие формы отчетности

                                                     Условные обозначения:                  

  последовательность записей
  сверка записей

Рис. 8.8. Схема упрощенной формы бухгалтерского учета

 

При применении упрощенной формы бухгалтерского учета запись по каждой хозяйственной операции оформляется в два приема: в одной ведомости отражается запись по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, а в другой ведомости - по кредиту корреспондирующего счета с указанием одновременно номера дебетуемого счета.

Итоги всех восьми ведомостей служат основанием для заполнения шахматной ведомости (ф. № В – 9) синтетического учета. Данная ведомость служит для взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому синтетическому счету переносятся из данной ведомости в оборотную ведомость, где определяется остаток по каждому счету на конец отчетного месяца. Эти данные используются для составления бухгалтерского баланса малой организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: