Предмет МУП представляет собой комплекс следующих общественных отношений:
1) охранительные отношения, возникающие по поводу совершения деяния, преступность которого определена в международно-правовых актах. Кроме того, в предмет МУП входят также охранительные отношения, связанные с международно-правовой регламентацией наступления уголовной отв-ти по национальному законодательству гос-в;
2) общепредупредительные отношения, которые складываются по поводу соблюдения запрета на совершение преступлений, предусмотренных в международном УП;
3) дозволительные (предписывающие) отношения, возникающие по поводу причинения вреда в рамках допустимых обстоятельств освобождения от отв-ти, не связанных с отсутствием признаков субъекта отв-ти.
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.
Выделяются следующие методы правового регулирования: диспозитивный, императивный, поощрительный и рекомендательный.
|
|
В основе МУП лежат как императивный, так и диспозитивный методы.
Императивность проявляется в неотвратимости международной уголовной отв-ти вне зависимости от того, были ли ратифицированы международные правовые акты гос-вом либо нет.
Диспозитивность проявляется в договорных началах всего МУП. Его становление базируется прежде всего на "доброй воле" международного сообщества, закрепленной в договорах.
Поощрительный метод правового регулирования. В частности, в ст. 31 Римского статута МУС сказано, что лицо освобождается от уголовной отв-ти, если действовало разумно для защиты себя или другого лица, или, в случае военных преступлений, имущества, которое является особо важным для выживания данного лица или другого лица, либо имущества, которое является особо важным для выполнения задачи военного характера, от неизбежного и противоправного применения силы способом, соразмерным степени опасности, угрожающей этому лицу или другому защищаемому лицу или имуществу.
Рекомендательный метод. Связано использование данного метода с преступлениями международного характера, когда устанавливаются лишь рекомендации для отдельныхгос-в в сфере борьбы с такими деяниями.
Таким образом, МУП, базирующееся на императивных и диспозитивных началах правового регулирования, активно также использует поощрительный и рекомендательный методы.
Источники МУП
Источники права, в том числе МУП - это форма существования правовой нормы.
К источникам МУП относятся:
1)международные договоры;
2)обычные нормы права;
|
|
3)судебные прецеденты;
4)решения международных организаций;
5)общие принципы права;
6)национальные законы.
1. М еждународные договоры: Ø конвенции Ø уставы, Ø статуты, Ø соглашения, Ø декларации, Ø акты и др.
В настоящее время существует несколько сотен международных договоров, как универсальных, так и региональных и двусторонних, о преступности и наказуемости международных преступлений и преступлений международного характера, о выдаче преступников, о взаимной помощи по уголовно-правовым вопросам, о порядке и основаниях судебного преследования и т. п.
2. Обычные нормы (обычай) могут и не иметь письменной формы выражения либо могут быть облечены в письменную форму какого-либо международного док-та, имеющего или обязательную силу для ограниченного числа участников, или в целом носящего рекомендательный характер. Сущность обычных норм МУП заключается в том, что они становятся обязательными для всех гос-в. Страны мира начинают следовать им, воспринимать как общепризнанные. При этом гос-ва мирового сообщества могут и не быть участниками разработанного международного док-та, но если они следуют предписаниям такого док-та, то такие нормы обычного права становятся общепризнанными принципами и нормами МУП.
3. С удебные прецеденты. Так, положения Приговора Нюрнбергского трибунала наряду с Уставом Международного военного трибунала стали правовой основой для определения преступлений против мира и безопасности человечества, отв-ти физического лица и организаций, неотвратимости уголовной отв-ти независимо от должностного положения виновного, исполнения приказа и т. д.
На основе Приговора и Устава Нюрнбергского трибунала в последующие годы были сформулированы международно-правовые нормы о геноциде, неприменимости давности за военные преступления и преступления против человечества и др.
4. Р ешения международных организаций как прецедент.
Например, решения Совета Безопасности ООН по учреждению Международных трибуналов по Югославии и Руанде были признаны гос-вами. Следует согласиться с мнением, что правомерность этих решений Совета Безопасности базируется на их признании гос-вами, а не попытках обосновать их принятие ссылками на соответствующие положения Устава ООН.
5. О бщие принципы права - общие принципы права, взятые из национальных законов правовых систем мира, включая национальные законы гос-в, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми со Статутом, с международным правом и международно признанными нормами и принципами (ст. 21 Статута Международного уголовного суда).
5. Основные цели и задачи МУП.
Термин «МУП» появился для обозначения юр. норм, затрагивающие интересы нескольких гос-в от преступных деяний (торговля наркотиками, фальшивомонетничество, контрабанда, работорговля, захват заложников на судне, воздушных судах, незак. лов и промысел, и т.д.). После второй мировой войны были разоблачены и наказаны лица, совершившие военные преступления против мира, безопасности и человечества.
Поэтому к нормам таких преступлений использовалось понятие «МУП» (Нюрнбергский и Токийский процесс). С появлением новых преступных деяний, интернационализации преступлений, активизация международной преступности и ее пресечении, совершенствовалось сотрудничество гос-в.
МУП можно определить как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной отв-ти виновных физических лиц и отв-тигос-ва за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.
|
|
Международная общественная опасность совершаемых деяний заключается: в посягательстве на мир и безопасность; общечеловеческие ценности; нарушение международного правопорядка (международная организованная преступность, подкуп, использования трансграничных связей, транспорта, коммуникаций в преступных целях, и т.д.)
Заключая международные конвенции, гос-ва решают задачи:
- согласованную квалификацию преступлений, представляющих международную общественную безопасность;
- договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об отв-ти за деяния такого рода;
- установлении юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми (подозреваемыми) преступниками;
- взаимодействия и оказания правовой помощи в процессе уголовного преследования.
6. Общепризнанные принципы международного права в международномУП.
МУП сочетает в себе положения внутреннего уголовного права и международного права, что предопределяет и особую совокупность его принципов. Основополагающие принципы МУП были заложены в Уставе Нюрнбергского трибунала, развиты во Всеобщей декларации прав чел-ка 1948 г. и окончательно сформулированы в Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. К ним можно отнести следующие принципы:
1. запрещение агрессивной войны;
2. Принцип отв-ти только за деяние, признанное преступлением нормой МУП. В соотв. с этим принципом уголовная отв-ть наступает в отношении лиц за деяние, признававшееся преступлением на момент его совершения нормами МУП.
3. В соотв. с принципом неотвратимости уголовной отв-ти
виновное лицо подлежит отв-ти независимо от того, предусматривается ли национальным уголовным законодательством отв-ть за совершенное деяние или нет. Осуществление этого принципа означает также и неукоснительное соблюдение всех прав лица на справедливое рассмотрение дела в суде и обеспечение права на защиту.
4. если гос-во не устанавливает наказания за действия, которые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной отв-ти;
|
|
5. «никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соотв. с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».
6. исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от отв-ти, если сознательный выбор был фактически возможен;
7. должностное положение лица, совершившего преступление по международному уголовному праву, не освобождает его от уголовной отв-ти. Международные преступления и многие преступления международного характера совершаются должностными лицами, в том числе и первыми лицами гос-ва. При распространении на этих лиц иммунитета от судебного преследования установление уголовной отв-ти по международному уголовному праву во многом потеряло бы смысл, поскольку реализовать уг.отв-ть в отношении таких персон оказалось бы невозможно.
8. неприменение срока давности к военным преступникам и лицам, виновным в совершении преступлений против мира и безопасности человечества. Международная Конвенция от 26 ноября 1968 г. «О неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества».
9. каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;
10. международные принципы осуществления правосудия по уголовным делам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав чел-ка 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)
7. Основные отраслевые принципы МУП.
Как и любая отрасль, международное уголовное право опирается как на основные принципы международного права, так и на отраслевые. Возникновение, формирование отраслевых принципов, их содержание определяются спецификой общественных отношений, которые они регулируют. В результате кодификации отраслевые принципы международного уголовного права нашли отражение в международных договорах.
- Принцип индивидуальной уголовной ответственности (является центральным в системе общих принципов уголовного права и отражает фундаментальное достижение современной уголовно-правовой доктрины и правоприменительной практики. В п. 2 ст. 25 Римского статута Международного уголовного суда он сформулирован следующим образом: «Лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом»).
- Принцип неприменения срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (был впервые зафиксирован в Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г).
- Принцип ответственности начальника за непринятие мер (был сформулирован в п. 2 ст. 86 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.: «Тот факт, что нарушение Конвенций или настоящего Протокола было совершено подчиненным лицом, не освобождает его начальника от уголовной или дисциплинарной ответственности в зависимости от случая, если они знали или имели в своем распоряжении информацию, которая должна была бы дать им возможность прийти к заключению в обстановке, существовавшей в то время, что такое подчиненное лицо совершает или намеревается совершить подобное нарушение, и если они не приняли всех практически возможных мер в пределах своих полномочий для предотвращения или пресечения этого нарушения»).
- Принцип ответственности лица за исполнение им преступного приказа своего правительства или начальника, если сознательный выбор фактически был возможен, в международном праве впервые был сформулирован в (ст. 8 Устава Нюрнбергского трибунала и получил дальнейшее развитие в п. 3 ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года)
- Принцип отсутствия обратной силы(закрепляет два общих правила, составляющих его содержание. Во-первых, согласно п. 1 ст. 24 Римского статута лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии со Статутом за деяние, совершенное до его вступления в силу. Во-вторых, в случае внесения изменения в закон, применимый к данному делу до вынесения окончательного решения или постановления, применяется закон, более благоприятный для лица, которое находится под следствием, в отношении которого ведется судебное разбирательство или которое признано виновным (п. 2 ст. 24 Римского статута)).
- Принцип недопустимости ссылки на должностное положение закреплен в ст. 27 Римского статута. Согласно данному принципу Римский статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения.
- Принцип универсальной юрисдикции (означает распространение уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными международным правом, независимо от гражданства (подданства) совершивших их лиц и места совершения).
8. Преступление по международному уголовному праву и его признаки.
Преступление МУП:
- Серьезное нарушение международного гуманитарного права.
- Тягчайшие преступления угрожающие всему миру.
- Международные уголовные преступления.
- Преступления против мира и безопасности человечества.
- Международные преступления.
Признаки:
1) Деяние должно ставить под угрозу такие наиболее важные общественные отношения, как например: существование мирного сообществ, безопасность в мире и тд. Либо причинять вред таким отношениям.
2) В источниках уголовного права преступность деяния устанавливается как как прямо так и порадовано, когда в тексте документа используется ссылка на то, что, например, деяние, нарушившее это положение создает угрозу миру и безопасности.
3) Преступность, как правило, имеет транснациональный характер, т.е. оно совершено более чем в одном государстве, либо в одном государстве, но существенная часть его подготовки имело место в другом государстве, либо оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляла преступную деятельность в более чем одном государстве, либо оно совершало преступления в одном государстве но существенная часть подготовки имеют место в другом государстве.
4) Наказуемость преступления по МУП имеет специфику.Так, назначить лицу наказание можно только в соответствии с санкцией уголовного закона за совершение конкретного деяния. Реальность этого затрудняется фактическим отсутствием в большинстве международных НПА конкретных видов ответственности за совершение международного преступления. Наказание преступления по МУП означает обращение к нормам внутригосударственного уголовного права для определения конкретного вида и размера наказания.
5) Особенности субъективной стороны сформировано, например, в ст 30 Римского статута международного уголовного суда: Обязательное для субъективной стороны намерение и сознание означает, что, если не предусмотрено иное лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за преступление, только в том случае, если по признакам оно совершино намерено и сознательно.
Преступлениепо МУП – это, как правило, транснациональное деяние, совершенное намерено и сознательно, посягающее на наиболее важные для мирового сообщества общественные отношения, либо причиняющие вред этим отношениям, преступность которого устанавливаются источниками международного уголовного права, а наказание нормами международного уголовного права.