Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.
1. Основными признаками англосаксонской муниципальной системы являются следующие:
2. органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом.
3. органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
4. основная единица местного самоуправления — приход;
5. в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.
Французская (континентальная) муниципальная система. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.
|
|
1. основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
2. избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
3. в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
4. решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
5. муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны;
Так же существует местное (коммунальное) управление Германии.
В Основном законе Германии гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность.
1. деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами.
2. к предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др
Земское и городское самоуправление в России (1861 — 1917)
Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии.
|
|
В отличие от земского самоуправления, реформа городского самоуправления началась позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 г. Если при земских выборах предусматривался сословный ценз, то в городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно.Земское и городское самоуправление имели значительные отличия, однако между ними было и много общего. Земское самоуправление во многом являлось образцом для городского самоуправления. Предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления (за исключением, разумеется, почты и земледельческих дел и т.п.).
В 1890 г. в земскую систему было введено новое учреждение - губернского по земским делам присутствия. Главной функцией являлся контроль земских постановлений на предмет их соответствия законодательству.Результатом введения Положения от 12 июля 1890 г. стало изменение в социальном составе земских выборных органов, что практически не сказалось на дальнейшем развитии земской деятельности.
Акты временного правительства в области местного самоуправления
23 марта 1918 г. Временным правительством была принята программа действий, предусматривающая разработку проектов законов о введении волостного и поселкового самоуправления, о введении земства в неземских губерниях. В ходе земской реформы Временного правительства впервые в России была создана законченная система местного самоуправления. Органы местного самоуправления пользовались авторитетом, и это было одной из причин их жизнеспособности.
В ходе земской реформы Временного правительства впервые в России была создана законченная система местного самоуправления. Органы местного самоуправления пользовались авторитетом, и это было одной из причин их жизнеспособности.
Столь удачно начавшаяся реформа была прервана весной 1918 г. После разгона Учредительного собрания судьба земств была решена.