Обеспечение безопасности на стоянках

 

   Безопасность на стоянках обеспечивается правильным вы­бором места под бивуак, проведением всех необходимых работ по организации лагеря и соблюдением правил безопасности на берегу (или дисциплинированностью участников). Нельзя выпускать из виду малоопытных участников не только на плоту, но и на земле. А сами туристы, предпринимая какие-то незнако­мые для себя действия, не должны считать зазорным попросить совета, инструктажа или помощи у руководителя и более опыт­ных товарищей.

   Для стоянок рекомендуется выбирать невысокий и сухой берег или террасу с ровной площадкой, пологим подъемом и спуском к воде, удобным для причаливания местом, свободным от затопленных коряг и острых камней, которые могут повредить воздушные ем­кости. На берегу должны иметься сушняк или топливо, что осо­бенно важно в сырую погоду. Стоянка утром желательно, чтобы стоянка утром освещалась солнцем. Вблизи должно располагаться устье речки или ручья с чистой питьевой водой, особенно если сплавная река грязная.

   При планировании стоянок перед препятствиями следует выбирать берег, с которого намечается проводить разведку и выставлять страховку. Конечно, идеальное место для лагеря отыскивается не всегда. Но необходимо постараться организо­вать ночлег с доступным комфортом.

   На ночлег следует останавливаться не позднее чем за час до наступления темноты, иначе бивуачные работы затягивают­ся. Для оперативности бивуачных работ каждый участник дол­жен специализи-роваться на определенном деле, например за­готовке дров, установке палатки и т. д. Не следует останавли­ваться на ночлег вблизи населенных пунктов и тем более в них, устраивать лагерь под обрывами или оползнями, в русле устья горной речки, на низком берегу.

   Каркасные плоты на стоянках следует полностью вытаски­вать на берег, чтобы избежать повреждения оболочек воздуш­ных емкостей при трении о береговые камни из-за прибойной волны или пульсации уровня воды.

   Остановившись на высоком берегу с крутым спуском к во­де, следует сбросить сверху перильную веревку для удобства передвижения и безопасности, особенно в сырую погоду.

   Если все участники промокли насквозь, рекомендуется сде­лать отдельно от дежурного мощный костер, чтобы согреться и подсушить одежду.

   Сразу же после остановки рядом с берегом вбивают в воду водомерный столбик с нанесенными на нем через 5–10 см рис­ками. Это необходимо для наблюдения за уровнем воды, выяв­ления закономерности колебаний по времени суток. Чтобы планировать время прохождения сложного порога на реке с ледни­ковым или снежным питанием, полезно знать дневные колеба­ния уровня воды.

    При сплаве по грязной воде медик на стоянках должен по­стоянно следить за тем, чтобы питьевую воду отстаивали и обез­зараживали. Нес-колько капель йода или пять крупинок марганцов­ки на ведро не отразятся на вкусе туристских блюд, но обезо­пасят группу от желудочных расстройств.

   После организации лагеря руководитель проверяет, чтобы все плоты были зачалены на ночь как кормовыми, так и носо­выми концами. На

 

низком берегу на случай наводнения причальные узлы вяжут на высоте 1–1,5 м. Необходимо следить, чтобы причальные веревки не касались в натянутом состоянии острых выступов и не истирались.

   Независимо от того, какая вечером погода, все оставляе­мые снаружи вещи нужно сложить поблизости от входа в па­латку или под тентом. В слу-чае вынужденной организации би­вуака в опасном месте принимают дополнительные меры безо­пасности. Например, ночное дежурство в каньоне во время дождливой погоды с обязательным контролем уровня воды.

  Если группа остановилась вблизи населенного пункта, нельзя оставлять без присмотра вещи и плоты. Всякая отлучка от группы во время стоянок должна происходить только с ведо­ма руководителя или его заместителя. Уходить в населенный пункт, в лес или горы можно только группой не менее двух че­ловек. Во главе уходящего отряда должен стоять опытный ту­рист. Уходящие должны сообщить о маршруте своего движения и контрольном времени возвращения в лагерь. Все участники группы должны знать магнитное склонение и представлять то­пографию местности района путешествия, чтобы, потерявшись, выйти к реке. Уходить без компаса и спичек в герметической упа­ковке не разрешается.

   Руководителю следует быть примером в соблюдении правил безопас-ности для остальных участников. Он не должен уходить на разведку пути или порога один. Неожиданная травма, отсут­ствие своевременной помощи оказавшемуся в одиночестве ту­ристу могут привести к срыву похода.

   Рыбаки обычно ловят рыбу в одиночку и от берега не отхо­дят. Если рыбак собирается уйти подальше, он должен преду­предить о направлении своего похода и сообщить срок возвраще­ния. До наступления сумерек все должны вернуться в лагерь.

   Снимаясь со стоянки и продолжая дальнейший путь, надо залить костры, убрать мусор, оставить на берегу чистое место без следов своего пребывания, чтобы здесь с удовольствием отдох­нули другие люди.

 

                                         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 Прижиемский Ю. Плот в туристическом путешествии. М.: ФиС, 1961

 «Ветер странствий». Альманах. М., ФиС, выпуски 2-16, 1967-1982.  

 Потемкин И. Спортивный сплав на плоту. М.: ФиС, 1970.

 Валович В. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: 

 Мысль, 1980.

 Буянов В. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1981.

 Харин С. Безопасность путешествий на плотах: В 2 ч. М.: ЦРИБ «Турист», 1984.

 Лукоянов П. Самодельное туристическое снаряжение. М.: ФиС, 1987.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 Особенности и причины аварий в водных путешествиях на плотах. …………………..3

  Профилактические мероприятия по обеспечению безопасности

  при подготовке похода ……………………………………………………………...……4

 Обязанности руководителя по обеспечению безопасности похода..……………………4

 Комплектование и состав группы………………………………………………………….5

 Снаряжение и экипировка плотовика……………………………………………………..7

 Физическая и техническая подготовка участников перед походом….………………..10

 Характерные травмы и заболевания в водных походах, их профилактика……………11

 Виды плотов. Их конструктивные особенности ………………………………...……17

 Каркасный плот с деревянной рамой……………………………………………………..21

 Металлический плот...……………………………………………………………………..30

 Деревянный плот..….……………………………………………………………………....32

 Подгребницы..………………………………………………………………………………34

 Греби……………………………………………………………………………………..….38

  Особенности тактики водных походов на плотах …………………………………….42

 Характеристика водных препятствий и техника их прохождения..…………….………51

 Сигнализация и связь……………………………………………………………...……….60

 Расстановка экипажа на плоту…………………………………………………...………..62

 Швартовка и отчаливание………………………………………………………...……….63

 Страховка……………………………………………………………………….…………..66

  Действия участников в сложных и аварийных ситуациях... ……………….…….....79

 Разногласия в группе……………………………………………………………………….79

 Управление плотом неполным экипажем………………………………………...………81

 Оказание помощи находящемуся за бортом………………………………….…………..82

 Действия экипажа при перевороте плота…………………………………………………83

 Действия группы при потере плота, снаряжения………………...………………………84

 Обеспечение безопасности на стоянках……………………..……………………………85

  Библиографический список………………………………………………………………..88                                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: