Действия участников в сложных

И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

РАЗНОГЛАСИЯ В ГРУППЕ

 

   Разногласия в группе – нередкое явление во всех видах ту­ризма. Любой поход, а особенно водный, является постоянным источником экстремальных воздействий, нередко вызывающих предельное напряжение психических и физических возможнос­тей человека. Это состояние может способствовать развитию стрессовой реакции. У человека с неустойчивой нервной систе­мой такая реакция часто выражается агрессией – раздражитель­ностью и грубостью.

   Конфликты у туристов могут быть трех видов. Это разно­гласия между отдельными участниками, между участником и руководителем и, наконец, между группой и руководителем. Последний – самый серьезный. Тут могут возникнуть две ситу­ации при встрече группы с особо сложным препятствием. В первом случае руководитель настаивает на обходе препятствия по берегу, считая, что опыта команды, остойчивости и прочности судна, имеющихся способов страховки недостаточно для надежного прохождения. Во втором случае группа сомневается в успехе прохож­дения, а руководитель уверен и настроен на преодоление вод­ной преграды. В обоих случаях для устранения разногласий следует руководствоваться принципами полной гарантии без­аварийного прохождения порога. Если нет полной уверенности в безопасном прохождении препятствия, следует от него отка­заться.

   Руководителю и участникам необходимо создать такой пси­хологичес-кий настрой в группе, чтобы благоразумный обход препятствия не воспринимался как крушение их планов в отно­шении похода. Не стоит доводить разногласия до конфликта. Дальнейшее движение целесообразно продолжить после того, как улягутся страсти.

   Конфликт между руководителем и участником нередко воз­никает при ссаживании с плота слабого или недостаточно опытного плотовика на сложных участках маршрута. Иногда, наоборот, плот приходится покинуть одному из опытнейших водников для организации и проведения береговой страховки, ког­да группа идет на одном плоту. Чтобы не возникали обиды во время похода, руководитель должен заранее обсудить эту проб­лему с группой и определить, кто какие пороги идет на плоту, а какие по берегу. Если этот вопрос не был решен до похода, группа должна обсудить состав экипажа и страхующей группы с точки зрения обеспечения надежности прохождения, а недо­вольным следует смириться с выпавшим жребием и приложить все усилия к успешному прохождению маршрута группой.

   Сложной является ситуация, когда один из участников с большим опытом и авторитетом начинает вмешиваться в дела руководителя, делает попытки изменить график или маршрут похода, настаивает на своих предложениях. В результате разно­гласий или ссоры с руководителем такой участник пытается при возможности уйти из группы. Руково­дитель, да и группа не должны оставаться в стороне, обязаны постараться найти с ним общий язык. Уход туриста ставит не только его, но и всю группу в критическое положение. Иногда группа просто не имеет права продолжать маршрут в уменьшен­ном против правил или ослабленном составе.

  Руководитель группы должен знать, что настроение участ­ников закономерно колеблется во время сплава от восторжен­ного и светлого до тревожного и апатичного. Руководителю и опытным туристам следует уделять внимание уставшим и психи­чески неустойчивым участникам, в первую очередь подвержен­ным нервным срывам. Через определенное время, особенно в длительных походах, каждому человеку необходимо отдохнуть от общества группы, побыть одному, так как постоянное нахож­дение на виду у всех создает дополнительную нагрузку на пси­хику участников.

   Для стабилизации психологического климата в группе, осо­бенно когда ситуация угнетающая, существуют разные способы. Эффективно привлечение участников к обсуждению важных во­просов. Хорошо действует перемена эмоциональных впечатле­ний. Например, радиальный выход в горы, проведение праздни­ка.

   При возникшей психологической несовместимости между отдельными участниками руководителю или кому-нибудь из ав­торитетных участников следует тактично побеседовать с каждым из них наедине, выявить причины раздора и постараться ула­дить конфликт. Необходимо, чтобы поссорившиеся уяснили, что разлад между ними омрачает и ухудшает настроение, портит по­ход всей группе. Не поладивших между собой туристов следует распределить по разным экипажам, разным палаткам, загру­жать работой таким образом, чтобы они меньше сталкивались друг с другом. Рекомендуется все разногласия, конфликты и раздоры разбирать только после похода. В походе же старать­ся не обострять отношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: