«Знакомство с жизнью Л.Н.Толстого»
Цель:
Формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателяЛ.Н.Толстого.
«Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка» Л.Н.Толстой
Задачи:
Развивать интерес к русской литературе, устойчивый интерес к книгам.
Активизировать внимание и память детей, развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду учителя.
Материал: ноутбук, слайды, иллюстрации, книги Л.Н.Толстого «Косточка», «Филлипок», «Пожарные собаки», «Рассказы о детях», «Котёнок» и др.
Ход занятия:
Организационный момент
Вместе с детьми рассматриваем выставку книг Л.Н.Толстого.
- Все эти книги написал Л.Н.Толстой, великий русский писатель. Его произведения читают во многих странах мира. Посмотрите, здесь есть знакомые вам книги?
- О чём рассказывает писатель в своих книгах?
- Слайд 1.
- Посмотрите на портрет писателя:
его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у дедушки.
|
|
Родился писатель в деревне Ясная поляна.
«Ясная» - что вспоминается при этом слове?
-Ясный день, солнце, тепло, прозрачный воздух.
-Отец писателя был графом, матери Лев не помнил, она была очень хорошей и доброй женщиной, знала четыре иностранных языка, была мастерица рассказывать сказки.
Семья была большая, пятеро детей (четыре сына и одна дочь). Мальчики были очень дружными, много читали. Отец собирал свою библиотеку.
Маленький Лёва любил читать произведения А.С.Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь, Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.
Он восхищался русской природой, его до глубины души трогали и весенние картины жизни, солнечный закат, цветущие яблони в его саду.
Слайд 2-3
Хоровод «Берёзка»
Берёзка в белом сарафане весною водит хоровод
(ритмичная ходьба по кругу)
Звенит серёжками так нежно
(встряхивание кистями рук)
И птичек в гости всё зовёт
(взмахи руками)
Раскроет свои ветки-руки
Опустит ветки-руки вниз,
Подставит солнышку листочки
(руки перед собой, ладони раскрывают)
Чтоб лучик на ветвях повис
|
|
(опускаем кисти рук в низ.)
Слайд-4
Усадьба в Ясной поляне Л.Н.Толстого,
где жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой. Здесь он прожил почти всю свою жизнь.
Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам работал учителем.
Дети бедняков не имели возможности учиться в школе, т.к. обучение было платным. Л.Н.Толстой часто общался с крестьянскими детьми, видел какие они любознательные, смышленые, одарённые
Слайды 5-7
Учебников тогда не было, он начал составлять «азбуку» по которой учились многие поколения. В школе изучали чтение, письмо, математику, пение, рисование, русскую историю.
Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно.
Первое издание АЗБУКИ Л.Н.Толстого вышло в свет осенью 1859года.
Слайды8-11
Слайд 12
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал своего учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадь и вопросы превращались в общую беседу, а часто в игру.
На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходили в лес, водили хороводы.
Толстой старался прививать детям трудовые навыки, для этого он выделил участок земли, который обрабатывали дети.