Тема: Назначение понятия и формы таможенного декларирования для таможенных целей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра  «Таможенное дело и правоведение»

Таможенное декларирование

Курс лекций

Для студентов специальности 036401.65 – «Таможенное дело»

очной и заочной форм обучения

Махачкала 2013


ББК 67.401.143.1

А65

Курс лекций по дисциплине «Таможенное декларирование» для студентов специальности – 036401.65 «Таможенное дело». Махачкала, ФГБОУ ВПО «ДГТУ», 2013, с 172

 

  В курсе лекций рассмотрены сущность, формы, цели и способы таможенного декларирования, а также правила заполнения, порядок принятия, регистрации, контроля, выпуска таможенной декларации и формы ее проверки при различных таможенных процедурах на территории Таможенного союза.

 

Составитель:

Ирахов И.Ш. – ст. преподаватель кафедры «Таможенное дело и правоведение» ДГТУ.

Рецензенты:

 

Халимбеков Х.З.- д.э.н., профессор, декан факультета ТДиСЭ, ФГБОУ ВПО ДГТУ

Балагуланова Р.Т.- Главный государственный таможенный инспектор ОПСУР Дагестанской таможни

 

              Печатается в соответствии с постановлением Совета Дагестанского Государственного Технического Университета от

 

В курсе лекций по «Таможенному декларированию» в соответствии с государственным стандартом рассмотрены наиболее важные вопросы декларирования товаров и транспортных средств. Издание призвано помочь студентам специальности таможенное дело полноценно усвоить учебный материал.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.

Планировалось, что Таможенный союз пройдет в своем становлении следующие этапы:

1. Вступление в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – «ТК ТС»). ТК ТС будет являться основным законодательным актом государств-участников союза в таможенной сфере.

 

2. Отмена таможенного оформления и таможенного контроля на границе России и Казахстана (планируемая дата – январь 2010 г.). Таможенное оформление и таможенный контроль будут отменены во взаимной торговле для товаров, происходящих из РФ и Казахстана. В отношении товаров, происходящих из третьих стран, таможенное оформление и контроль будут сохранены.

3. Перенос таможенного оформления и таможенного контроля на внешнюю границу таможенной территории РФ и Республики Беларусь (с июля 2010 г.). Таможенное оформление товаров, ввозимых из третьих стран, на единую таможенную территорию проводится один раз. Товары (в т.ч. и из третьих стран), выпущенные для свободного обращения в РФ или Республике Беларусь, могут свободно перемещаться по территориям данных стран без таможенного оформления и таможенного контроля.


                           Введение

В условиях совершенствования и модернизации, глобализации мировой экономики в подавляющем большинстве стран сформировались близкие, общие правовые, административные и технические принципы, нормы и правила внешней торговли. Это позволило создать унифицированную правовую основу внешнеэкономической деятельности. Многие национальные правила и процедуры выполнения таможенного декларирования построены на основе международных соглашений.

Декларирование – обязательная процедура таможенного оформления. В большинстве государств действует порядок, при котором декларантом может быть не только владелец груза, но и другое лицо, которое распоряжается от его имени товарами. Декларант во всех случаях несёт не только юридическую ответственность пред государством, но и экономическую по уплате налогов и таможенных платежей, таможенных сборов. Формы таможенной декларации могут быть различными в зависимости от страны, которой выполняются таможенные формальности. Всемирная Таможенная организация рекомендует осуществить переход к стандартному образцу, которого придерживается и Таможенный Союз куда входит и Россия.

Роль и значение таможенной декларации очень велика. В ней участник ВЭД заявляет основные сведения о товарах, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля.

На основании данных декларации формируется статистика внешней торговли. Декларация представляет собой документ, в котором начисляются и взимаются таможенные платежи и налоги. Информация, содержащаяся в таможенной декларации, представляет интерес не только для таможенных органов, но и для государственных организаций.

Для заполнения декларации используется система правил в соответствии выбранной таможенной процедурой, что позволяет применять автоматизированную систему обработки таможенных документов, что в значительной степени упрощает и ускоряет таможенное оформление товаров. Поэтому предметом изучения дисциплины «Таможенное декларирование» являются вопросы таможенного декларирования и оформления товаров.

Структура курса лекций соответствует требованиям программы и государственному стандарту по дисциплине и охватывает широкий круг таможенного декларирования, правил заполнения декларации в разных таможенных процедурах, формы ёё проверки и контроля.

В курсе лекций достаточно подробно изложены вопросы понятия и формы декларирования, вопросы таможенного оформления, электронного декларирования его приемы, способы декларирования, правила заполнения декларации в различных таможенных процедурах, формы и порядок таможенного контроля, что в значительной степени расширяет круг познания вопросов декларирования, правила и формы проверки таможенной декларации в ёё структуре граф, строк.        



Лекция 1.

Тема: Назначение понятия и формы таможенного декларирования для таможенных целей.

1. Назначение таможенного декларирования.

2. Понятия и формы таможенного декларирования для таможенных целей.

3. Предварительное информирование таможенных органов.

        

1. Назначение таможенного декларирования

Важнейшей особенностью современных систем регулирования ВЭД совершенствование систем декларирования. Назначение декларирования помещения перемещаемых товаров через таможенную границу ТС под таможенную процедуру по установленной форме с указанием точных сведений о товарах и транспортных средствах. Как правило, декларирование производится в следующих основных случаях:

1. при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС;

2. при изменении таможенной процедуры;

3.в других случаях, определенных актами российского законодательства, комиссией таможенного союза, таможенных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Под декларированием в таможенном законодательстве следует понимать заявление таможенным органам по установленной форме – письменной, устной, электронной точных сведений о товарах транспортных средствах, необходимых для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля декларируемых товаров и транспортных средств. Как правило, декларирование производится в случаях: при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, при изменении таможенной процедуры, в других случаях определяемых таможенным законодательством Таможенного Союза и главным ёё органом Комиссией ТС.  

Результатами  декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительной, налоговой, административного регулирования внешнеэкономической деятельности, организации иных видов государственного контроля на таможенной границе, ведения внешнеторговой статистики.

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно в связи с перемещение товаров через таможенную границу, момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с применением таможенной декларации должностными лицами таможенного органа.

Характеризует назначение таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает возникновение обязательства таможенных пошлин, налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант, представитель несет предусмотренную законодательством ответственность.

Принцип таможенного декларирования, означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар или таможенным представителем.

Очевидно, что такой порядок получения информации для таможенных целей не исключает поступление неверных или неточных сведений, порой сознательно искаженных декларантом. Однако, преимущества назначения и использование принципа декларирования в таможенном деле «перевешивают» в сравнении с его излишками.

Использование таможенного декларирования товаров выгодно таможенным органам, поскольку позволяет ограничиться выборочным контролем за перемещаемым через таможенную границу ТС товарами и транспортными средствами. При отсутствии таможенной декларации таможенные органы должны были бы считать, измерять все товары, подлежащие экспортно-импортному налогообложению или подпадающие под действие различных административных запретов и ограничений. Это в конечном итоге привело бы к значительной задержке товаров в таможенном органе и оказывало бы тормозящее, негативное воздействие на развитие внешнеторгового обмена. В значительной степени снизило бы эффективность перемещения товаров, заинтересованность участников ВЭД в осуществлении своей деятельности.

Назначение таможенного декларирования состоит в заявлении декларантом-представителем таможенному органу сведений характеризующие перемещенные товары, определить возможность избрания таможенной процедуры, сведений позволяющих не только характеризовать сам товар, но и получить сведения о получателе, отправителе, транспортном средстве, представленных коммерческих документов, весе товара, коде товара.

Альтернативой таможенному декларированию мог бы служить административный способ определения размера таможенных пошлин, качественных и количественных характеристик товаров. Но при использовании этого способа таможенные органы лишаются возможности сравнивать данные, заявленные декларантом с результатами досмотра, что в значительной степени ведет к снижению эффективности таможенного контроля. Кроме того, отсутствие декларации на товары привело бы к значительному росту числа судебных и административных разбирательств, прежде всего в связи с определением налогооблагаемой базы. При отсутствии письменной декларации, способной служить доказательством в суде, разрешение подобных споров становится крайне затруднительным или вовсе невозможным. Поэтому в тех немногих странах, где применялся или продолжает применяться административный способ определения размера таможенных платежей, законодательство, как правило, лишает лицо, перемещающее товары и транспортные средства, права обжаловать решение таможенного органа в судебном порядке.

 

2. Понятия и формы таможенного декларирования для таможенных целей.

Форма и порядок таможенного декларирования для таможенных целей определяется ТК ТС, ФТС России. Основными формами декларирования являются письменная и электронная форма декларирования. Таможенная декларация представляет документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров и транспортных средств. В современной таможенной практике декларирование товаров совершается в устной, конклюдентной форме путем выбора коридора, устное декларирование допускается при таможенном оформлении ручной клади и личного багажа пассажиров.

В некоторых случаях выбор формы декларирования зависит от лица, пересекающего таможенную границу. Представление декларанту права выбора формы декларирования, как правило, преследует цель защищать его права и законные интересы.

Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств в торговом обороте является декларация на товары, введенная в практику таможенного оформления с 1 апреля 1989 г., прообразом ГТД стал единый административный документ ЕАД, используемый в странах Европейского Содружества и ЕАСТ, ее модернизированная форма применяется в странах Таможенного Союза, порядок ее заполнения регламентируется Приказом ФТС РФ с изменениями № 1057 от 3 февраля 2010 г.

Таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Это регламентируется п.п. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС, аналогичное толкование данного термина предусмотрено п.п. 27 п. 1 ст. 11 ТК РФ. Более подробная инструкция по заполнению декларации раскрывается в последующих лекциях.

Декларация принимается при таможенном оформлении товаров, в отношении которых выполняются следующие условия:

- таможенная стоимость товара превышает сумму, эквивалентную 100 Евро;

- в отношении товара применяются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Роль и значение декларации для таможенных целей очень велики. В ней декларант, представитель заявляет основные сведения о товарах. При этом информация, содержащаяся в декларации, представляет интерес не только для таможенных органов, но и для ряда государственных организаций и учреждений – налоговой инспекции, органов полиции, ФСБ, фитосанитарной и других разрешительных и контролирующих организаций.

Сведения, нашедшие свое отражение в декларации являются исходными данными для формирования статистики внешней торговли. Декларация является официальным документом – финансовым, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи.

Введение декларации в практику оформления уменьшает и сокращает объем документооборота, позволяет вести автоматизированную обработку данных, содержащихся в них.

Заполнение граф и разделов декларации производится в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещен товар. Кроме того, для отдельных категорий товаров существуют свои особенности заполнения бланка декларации в рамках одной таможенной процедуры: при оформлении гуманитарной помощи; товаров, находящихся в местах, удаленных от таможенных органов и т.п.

 

 

При декларировании ввозимых на таможенную территорию ТС товаров используется комплект ТД3 и ТД4, а в отношении вывозимых с таможенной территории РФ товаров используются комплекты ТД1, ТД2 либо ТД 3 и ТД4.

В одной декларации заявляются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии которые помещаются под один и тот же таможенный режим.

Как одна товарная партия рассматриваются:

- при ввозе товаров на таможенную территорию ТС – товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней сделке, или без совершения сделки;

- при вывозе с таможенной территории ТС РФ – товары, одновременно отгруженные в регион деятельности одного и того же таможенного органа и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории РФ, ТС в счет исполнения обязательств по сделкам;

- при изменении или завершении действия ранее заявленного таможенного режима без разрешения товаров через таможенную границу РФ, ТС;

- если товары, содержащиеся в одной товарной партии заявляются, для помещения под разные таможенные режимы, должны подаваться отдельные декларации на каждый таможенный режим;

- при декларировании валюты и ценных бумаг подается отдельная декларация на каждый вид валюты;

- комплекты ТД2 и ТД3 используется для заявления сведений об одном товаре;

- комплекты ТД2 и ТД4 используется в дополнении к комплектам ТД1 и ТД3 соответственно, если в одной декларации заявляется сведения о двух и более товарах, в каждом комплекте ТД2 и ТД4 могут заявляются сведения о трех товарах. Количество используемых при декларировании партии товаров комплектов ТД 2 и ТД4 не ограничено;

- при декларировании в одной ГТД товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС вместо комплектов ТД4 используется список товаров, оформляемый в трех экземплярах.

Требования таможенных органов по заполнению декларации достаточно жесткие – в декларации не должно быть подчисток, помарок, исправлений. Исправления вносятся путем зачеркивания ошибочных сведений, и надпечатывается или подписывается от руки наделенных данных. Каждое исправление заверяется подписью представителя, уполномоченного лица и печатью декларанта.

Не допускается использование декларантом бланков декларации для внесения информации, не предусмотренной нормативными актами.

Бланки декларации распространяются ФТС России уполномоченными им органами.

 

3. Предварительное информирование таможенных органов Предварительные операции совершаются по информированию таможенных органов в целях облегчения и ускорения таможенного оформления товаров и транспортных средств. Они осуществляются до производства основного таможенного оформления, является подготовительным этапом к его проведению.

Цель предварительных операций – облегчение и ускорение основного этапа таможенного оформления товаров и транспортных средств. Предварительные операции обеспечивают защиту таможенной границы Таможенного Союза от перемещения через нее товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу Таможенного Союза и вывозу из нее.

На этом этапе осуществляются идентификация товаров для таможенных целей. К числу предварительных операций относятся:  

- уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы или о намерении вывозить товары и транспортные средства за пределы таможенной территории таможенного союза и его государств;

- доставка товаров, транспортных средств в место, определенное таможенным органом и во время работы таможенного органа;

- представление товаров и транспортных средств в месте доставки, подача кратной декларации.

Таможенный Кодекс ТС И РФ подробно регламентирует основные операции, которые могут совершать таможенные органы.

Прибытие товаров на таможенную территорию союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенного органа. Отдельные категории товаров могут прибывать только в местах прибытия, определенных законодательством членов таможенного союза, могут быть определены и иные места, не являющиеся местами прибытия. Перечень мест прибытия направляются таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования с использованием информационных технологий.

Перевозчик обязан уведомлять таможенный орган о прибытии на таможенную территорию союза путем представления документов и сведений, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем, либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств таможенного союза.

Перевозчик, представитель вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию с представлением информации в виде электронных документов о товарах.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования с использованием информационных технологий.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в т.ч. с использованием информационных технологий.

От подачи уведомления освобождаются морские, речные и воздушные суда, следующие транзитом через российскую таможенную территорию без остановки в порту или аэропорту, расположенных на таможенной территории ТС.

Уведомив таможенный орган, перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенное этим органом место, и находится там после прибытия.

Доставка должна быть произведена без какого-либо изменения упаковки или составления товаров, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки или хранения, а также без использования товаров в каких-либо иных целях, кроме доставки.

Товары доставляются по установленным таможней маршрутам в сроки, определяемые таможенными органами, исходя из возможностей транспортного средства, выбранного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока определяемого из расчета 2000 километров за один месяц.

Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения,  содержащиеся в оригинале документов, в том числе в электронных документах.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и их предъявлений таможенному органу.

После сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до применения решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных или коммерческих документов, подтверждающие изменения стоимости, количества или веса.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается не соответствие стоимостных, количественных и весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном ТК ТС.

Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывается в выпуске таких товаров.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: