Остановка.Аналитическая беседа

-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

-Как развивались отношения между героями?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

 

-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

-Охарактеризуйте жизнь главных героев рассказа, используя комментарии из двухчастных дневников.  Составление кластера.

 

 

Павел Константинович Алехин
Анна Алексеевна Луганович
Долг.Необходимость работать в деревне. Скука.Одиночество. Усталость. «Был несчастлив», «любил нежно, глубоко»
«Выходит замуж за неинтересного человека, почти старика», «молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, женщина», Заботы о семье. Желание изменить  что-то в своей жизни. Одиночество.
«Мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво», «о, как мы были с ней несчастны!»

 

 



Чтение рассказа до конца

Мы прочитали сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.)

Работа над композицией рассказа.

-Вспомните, что такое композиция?

-В чем особенность композиции этого рассказа?

-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».)

-Какое значение имеют картины природы в рассказе?

«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал, и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы,

в противоположность той жизни, которую ведут герои.

Это рассказ в рассказе. С самого начала, в завязке, речь идет о любви.

 (Повар и Пелагея).

Завязка завершается умозаключением Алехина:«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

III. Рефлексия. Решение основной проблемы урока:

-Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто

осмысленное, из несчастья делает счастье».

- Что мешает счастью героев?

(Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.)

-В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?

(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)

-Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

-О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

-К каким выводам вы пришли?

Составление синквейна «Счастье».

Домашнее задание.

Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ».

Письменно ответить на вопрос «Что такое счастье»?

Письмо главному герою рассказа А.П. Чехова Алехину.

                    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: