-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
-Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)
-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
|
|
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
-Охарактеризуйте жизнь главных героев рассказа, используя комментарии из двухчастных дневников. Составление кластера.
Павел Константинович Алехин |
Анна Алексеевна Луганович |
Долг.Необходимость работать в деревне. Скука.Одиночество. Усталость. «Был несчастлив», «любил нежно, глубоко» |
«Выходит замуж за неинтересного человека, почти старика», «молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, женщина», Заботы о семье. Желание изменить что-то в своей жизни. Одиночество. |
«Мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво», «о, как мы были с ней несчастны!» |
Чтение рассказа до конца
Мы прочитали сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.)
|
|
Работа над композицией рассказа.
-Вспомните, что такое композиция?
-В чем особенность композиции этого рассказа?
-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».)
-Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал, и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы,
в противоположность той жизни, которую ведут герои.
Это рассказ в рассказе. С самого начала, в завязке, речь идет о любви.
(Повар и Пелагея).
Завязка завершается умозаключением Алехина:«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
III. Рефлексия. Решение основной проблемы урока:
-Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье».
- Что мешает счастью героев?
(Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.)
-В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
-Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?
-О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
-К каким выводам вы пришли?
Составление синквейна «Счастье».
Домашнее задание.
Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ».
Письменно ответить на вопрос «Что такое счастье»?
Письмо главному герою рассказа А.П. Чехова Алехину.