Философский роман В. Ф. Одоевского «Русские ночи»: проблематика и поэтика

Контрольная работа по курсу «Типология русского романтизма»

Преподаватель Н.Ю. Букарева

Задание: выбрать одну из предложенных тем; письменно выполнить ответы на все предложенные в плане вопросы, используя указанную литературу.

Тема 1

Антоний Погорельский как родоначальник русской фантастической повести

I. Проанализируйте повесть «Лафертовскаямаковница» (1825) по следующему плану:

1) Определите тип данной фантастической повести.

2) Выделите в произведении особенности, присущие жанру фантастической повести. На чьи традиции опирался автор при написании повести? Найдите признаки разных литературных традиций. Докажите это примерами из текста.

3) Какие мотивные комплексы и с какой целью использует автор в своем произведении?

4) Мир реальный и фантастический: как происходит переход из одного мира в другой? Художественные средства изображения каждого мира. Принцип романтического двоемирия.

5) Система образов:

- Принципы ее конструирования; образы героев.

- Какими чертами характера наделил автор своих героев?

- Как автор выражает свое отношение к героям и их поступкам?

- Как в связи с этим может быть прочитано название повести?

6) Проблематика произведения:

- Власть денег; жизнь и смерть; судьба – человек сам строитель своей жизни;

- Какие еще проблемы вы можете выделить?

 

II. Проанализируйте повесть «Черная курица, или Подземные жители» (1829) по следующему плану:

1) Проблема жанра: фантастическая повесть или сказка? (вспомните черты волшебной сказки, по В. Я. Проппу).

2) Композиционные особенности произведения.

3) Мир реальный и фантастический: как происходит переход из одного мира в другой? Художественные средства изображения каждого мира. Мотив сна. Мотив путешествия.

4) Средства создания образа главного героя (портрет, поведение, поступки).

5) Нравственная проблематика произведения.

 

Список текстов

Гофман, Э.Т.А. Золотой горшок - любое издание.

Погорельский, А. Лафертовскаямаковница - любое издание.

Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители - любое издание.

Список литературы

1. Гребнева, М. П. Жанровая структура повести А.А. Погорельского «Лафертовскаямаковница» // Культура и текст. – 1997, № 2. – С. 45-47. – [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-povesti-a-a-pogorelskogo-lafertovskaya-makovnitsa.

2. Измайлов, Н. В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – С. 141–145. – [Электронный ресурс]. – URL: http://books.e-heritage.ru/book/10085690.

3. История русской литературы XIX века: Часть 2: 1840-1860 годы / под ред. В. И. Коровина. – М.: Издательство Владос, 2005 (Глава 2 «Жанровая типология русской романтической повести»).

4. Тиманова, О. И. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского и традиция литературного «путешествия» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009, № 2. – С. 190–193. – [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-a-pogorelskogo-i-traditsiya-literaturnogo-puteshestviya.

 

Тема 2

Фантастическая повесть в творчестве В. Ф. Одоевского

I. Прочитайте повесть В. Одоевского «Сильфида» (1837) и проанализируйте ее по следующему плану:

1) Объясните смысл названия повести. Какова роль мифологических мотивов в раскрытии смысла заглавия?

2) Выделите в произведении особенности, присущие фантастической повести. Докажите это примерами из текста.

3) Сопоставьте «Сильфиду» Одоевского с новеллой Э. Т. А. Гофмана «Стихийный дух». Какие сходства и различия вы обнаружили? 

4) Охарактеризуйте главного героя повести: какими чертами характера он наделен? В каких эпизодах они раскрываются?

5) Какую функцию в раскрытии образа героя играет композиционное оформление повести?

6) Проанализируйте повествовательную организацию произведения. От какого лица ведется повествование? Как это влияет на восприятие текста читателем? Сколько точек зрения присутствует в произведении? Как они соотносятся? С какой целью автор вводит текст различные точки зрения и как это связано с жанром фантастической повести? Какие приемы использует автор для представления различных точек зрения?

7) Мотив двойничества: на каких уровнях текста он реализуется?

8) Глава «Отрывки»:

· Сколько повествовательных точек зрения присутствует в этой главе? Как они связаны между собой?

· Где разворачивается происходящее: в сознании героя или в реальной жизни? Как мы это понимаем?

· Смысл названия главы. Какова роль подзаголовка в раскрытии значения названия главы? Как подзаголовок связан с композицией повести?

· Каково отношение героя к фантастическому? Меняется ли оно на протяжении повести?

9) Система персонажей повести. Какова функция образов Кати и ее отца Гаврилы СофроновичаРеженского? Для чего автор рассказывает о встречах героя с многочисленными соседями?

10) Пространственно-временная организация повести.

11) Образ рассказчика. Можно ли его считать надежным? Свой ответ обоснуйте.

12) Сформулируйте проблематику произведения и его идею.

13) Значение эпиграфов и их связь с образом главного героя и проблематикой произведения.

 

II. Прочитайте повесть «Живой мертвец» (1838) и проанализируйте ее по следующему плану:

1) Объясните смысл названия повести. Какой прием использует автор в заглавии?

2) Выделите в произведении особенности, присущие фантастической повести. Докажите это примерами из текста.

3) Образ главного героя. Как герой воспринимает смерть? Как автор раскрывает характер Василия Кузьмича? Можно ли сказать, что герой меняется, приходит к каким-то выводам?

4) Охарактеризуйте особенности композиции повести. Как композиционная организация связана с раскрытием образа главного героя повести и ее проблематики? 

5) Сформулируйте проблематику произведения и его идею.

6) Значение эпиграфа и его связь с проблематикой произведения.

 

Литература

Гофман, Э.Т.А. Стихийный дух. – Любое издание.

Одоевский, В.Ф. Сильфида. – Любое издание.

Одоевский, В. Ф. Живой мертвец. – Любое издание.

 

1. История русской литературы XIX века: Часть 2: 1840–1860 годы / под ред. В. И. Коровина. - М.: Издательство Владос, 2005. – (Глава 2 «Жанровая типология русской романтической повести»).

2. Белинский, В. Г. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 – август 1845. –М.: «Художественная литература», 1981. – [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_3230.shtml

3. Грудкина, Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века: В. Ф. Одоевский, А. П. Чехов: автореферат дис.... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Иван. гос. ун-т. – Шуя, 2004. – 18 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://dlib.rsl.ru/01002668013.

4. Назиров, Р. Г. Чехов против романтической традиции (К истории одного сюжета) // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С. 42–57. [Электронный ресурс]. – URL: http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-chexovcontr.php.

5. Сахаров, В. Я. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский, В. Ф. Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: «Художественная литература», 1981. [Электронный ресурс]. – URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/odoev/odoevsk_i1.htm.

Тема 3

Философский роман В. Ф. Одоевского «Русские ночи»: проблематика и поэтика

1. Определите своеобразие художественной эволюции В. Ф. Одоевского. Какое место в творчестве писателя занимает роман «Русские ночи»?

2. Охарактеризуйте философские взгляды писателя. Как в романе проявилось изучение Одоевским философии Ф. Шеллинга, европейских мистиков (Я. Беме, Л. Сен-Мартен), философии рационализма? Проанализируйте в этом контексте систему образов произведения.

3. В чем заключается жанровая специфика произведения? Как в романе взаимодействуют эпические и драматургические элементы? Какое значение в нем имеет диалогическая форма?

4. Проанализируйте композицию романа. По каким принципам соотносятся в романе внутритекстовые повествовательные уровня? В чем заключаются функции выбранной писателем сложной повествовательной формы?

5. Выявите значение вставных новелл в романе. Какое содержательное значение, на ваш взгляд, имеет их последовательность? Определите своеобразие подхода Одоевского к проблеме безумия.

6. Охарактеризуйте символический план произведения. Какой смысл в романе обретает символ ночи? На какие еще важные символические образы романа вы можете указать?

Список литературы

Художественная и критическая литература (Любые издания)

Одоевский В. Ф. Русские ночи.

Научная литература.

1. Замотин И. И. Романтический универсализм в русской литературе 20-х – 30-х гг. XIX столетия. Кн. В. Ф. Одоевский // Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-х – 30-х гг. XIX столетия. СПб., 1907. С. 361–418.

2. Маймин Е. Л. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975. С. 247–276.

3. Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его «Русские ночи» // Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1998. С. 152–200.

4. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. СПб., 1913. С. 202–278.

5. Турьян М. А. Странная моя судьба. М., 1991.

6. Федотова П. И. Философско-культурологические идеи в творчестве В. Ф. Одоевского. Великий Новгород, 2004.


Тема 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: