Жанр светской повести в творчестве В. Ф. Одоевского

(«Княжна Мими» (1834), «Княжна Зизи» (1839))

I. Перечислите черты светской повести. Докажите, что анализируемые произведения В. Одоевского принадлежат к данному жанру.

II. Повесть «Княжна Мими»:

1) Охарактеризуйте особенности композиции повести. Какова роль предисловия? Какой смысл привносит эпиграф к повести в ее проблематику? Прокомментируйте систему эпиграфов в повести. Как они соотносятся с проблематикой глав и повести в целом?

2) Образ главной героини. Какими чертами автор наделяет княжну Мими? Чем он объясняет ее характер?

3) Как конструируется система персонажей? Каковы образы Границкого, баронессы Дауерталь? Какова их роль в решении проблематики повести?

4) Сформулируйте суть конфликта в этой повести. 

III. Повесть «Княжна Зизи»:

1) Образ главной героини: какими чертами наделяет ее автор? Как меняется ее характер на протяжении произведения?

2) Принципы построения системы персонажей произведения (как создается образ Городкова? какова роль образов Радецкого и Лидии?).

3) Любовный конфликт в повести: что нового (по сравнению с традиционной светской повестью) в его решении Вы можете отметить? Можно ли утверждать, что любовный конфликт – основной и единственный в повести?

4) Прокомментируйте эпиграф к повести. Какова его роль?

5) Форма повести и ее повествовательная организация. С какой целью автор использует письма героев?

IV. С какой целью Одоевский дает своим героиням имена грибоедовских персонажей? Какова роль отсылки к тексту писателя-предшественника?

 

Список литературы

1. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2 (1840–1860 годы): учеб. для студентов вузов; под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 101, 104–108.

2. Иезуитова Р. В. Светская повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. – Л., 1973.

3. Букарева Н. Ю. Роль эпиграфов в светских повестях В. Ф. Одоевского // Культура. Литература. Язык: материалы конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – С. 86–92.

 

Тема 5

Жанр светской повести в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского

(«Испытание, «Фрегат “Надежда”»)

I. Жанровые признаки светской повести.

II. Повесть А.А. Бестужева-Марлинского «Испытание»:

1) Выявите в произведении черты, традиционные для жанра светской повести.

2) Проанализируйте специфику любовного конфликта повести. Что нового вносит писатель в его разработку?

3) Охарактеризуйте героев повести. Насколько традиционны образы персонажей для жанра светской повести?

4) Полемика исследователей о сюжетной основе повести Бестужева:

Согласны ли Вы с утверждением исследователя В. Базанова, который пишет, что сюжет «Испытания» Бестужев-Марлинский строит, отталкиваясь от пятой и шестой глав пушкинского романа «Евгений Онегин», строит как полемический отклик, потому что «для героя декабристской ориентации дуэль между друзьями за “женскую прихоть и свои причуды” невозможна принципиально» [2]?

С точкой зрения Б. М. Эйхенбаума, который также определяет повесть Марлинского «Испытание» как «спор с Пушкиным» и попытку «критически пересмотреть онегинскую фабулу» [4]?

Согласны ли Вы с мнением И. С. Абрамовской и М. В. Чепкина, полагающими, что «основной мотив сюжета, определивший главную коллизию, – испытание женской любви с помощью друга – заимствован Марлинским из романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» [1]?

Подтвердите или опровергните мнение исследователей, опираясь на тексты произведений.

5) Объясните смысл названия повести. Чем испытывает своих героев Марлинский? Кто из персонажей выдерживает испытание, а кто – нет?

6) Охарактеризуйте повествовательную организацию произведения. С какой целью автор вводит отступления повествователя от сюжета?

III. Повесть А. А. Бестужева-Марлинского «Фрегат “Надежда”»:

1) Докажите, что эту повесть можно рассматривать как светскую. Что нового вносит Бестужев-Марлинский в жанр?

2) Система персонажей:

а) Образ Правина: способы создания образа персонажа (проанализируйте его речь, поступки, авторские характеристики). Насколько его образ соответствует типу романтического героя? Можно ли утверждать, что этот герой меняется в ходе сюжета? Чем объясняется трагизм его судьбы?

б) Княгиня Вера: в чем Вы видите трагизм ее судьбы?

в) Образы Границына, Нила Павловича Какорина и князя Петра: какова их роль в повести? 

г) Что стало причиной гибели главных героев?

3) Авторская позиция. Как относится автор к героям и их поступкам? Как проявляется авторская позиция в повести?

IV. Стиль Бестужева-Марлинского («бестужевские капли», по определению Н. И. Греча). Охарактеризуйте наиболее характерные черты стиля этого прозаика, подтвердив их примерами из текстов анализируемых произведений.

Список литературы

1. Абрамовская И. С., Чепкин М. В. Особенности сюжета и конфликта в повестях А. А. Бестужева-Марлинского о «большом свете» // Казанская наука. 2010. №7. С. 110–114 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kazanscience.ru/sbornik.

2. Базанов В. Очерки декабристской литературы. – М., 1953.

3. Вацуро В. Э. Лермонтов и Марлинский // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1841. – М., 1964. С. 341–363 [Электронный ресурс]. – URL: http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vacuro-lermontov-marlinskij.htm.

4. Эйхенбаум Б. О прозе. – Л., 1969.

5. Манн Ю. В. История русской литературы первой трети XIX века: учебник для академического бакалавриата. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – Гл. 12. С. 267–270 (12.1. Двойная мотивировка в повести А. А. Бестужева-Марлинского «Фрегат “Надежда”).

 

Тема 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: