От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами. В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие их с органами местного самоуправления и его должностными лицами в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения социально-экономических, политических, духовных проблем развития субъекта РФ.
Взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, обеспечение жизненных интересов населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества.
|
|
Центральные и местные органы власти включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние. Политические процессы в центре и на местах тесно взаимосвязаны. Модель взаимодействий характерна для России, но, реализуя ее на практике, необходимо учитывать и особенности российского законодательства, и особенности становления новой российской государственности и муниципальных образований.
Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:
- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления;
- разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления;
- дальнейшее разграничение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления;
- обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;
- содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут осуществляться в различных формах:
- принятием законов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления;
- заключением договоров и соглашений;
- созданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.
В практике взаимоотношений государственных органов власти и органов местного самоуправления существует множество проблем. Наличие у муниципальных образований собственных финансовых средств является важной гарантией и условием самостоятельности местного самоуправления. Без финансового наполнения институт местного самоуправления будет являться чисто декларативным, безжизненным. Поэтому большое значение должно отводиться совершенствованию финансовой сферы. Опыт деятельности муниципальных образований в России показывает, что в рамках одноуровневой системы местного самоуправления решить проблемы финансового обеспечения деятельности муниципалитетов невозможно. Поэтому необходимо определить вопросы местного значения в законе, предоставив муниципальным образованиям право их детально раскрыть в своих уставах и подробно на законодательном уровне их перечислить. Важнейший метод, с помощью которого государственная власть может регулировать деятельность органов местного самоуправления — это законодательное регулирование, где вмешательство органов государственной власти в детали сведены к минимуму. Это так называемый «дистанционный» контроль. Когда соответствующие законы приняты, органы местного самоуправления могут действовать по собственному усмотрению до тех пор, пока они остаются в рамках закона. Особое значение во взаимоотношениях центральных и местных органов власти имеет контроль центральных властей над местным управлением. Необходимость государственного контроля обосновывается, в частности, тем, что многие функции местных властей, по своей сути, носят общенациональный характер. В настоящее время наиболее рациональным представляется такой подход в решении проблем развития муниципальных образований, в соответствии с которым местное самоуправление будет рассматриваться как институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в тесной взаимосвязи с государством.
|
|