Ткань на ткацком станке образуется в результате переплетения двух ниточных систем, расположенных в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Этот процесс формирования ткани сопровождается сложной работой целого комплекса механизмов, обеспечивающих сам процесс тканеобразования, а также контроль за ним и за работой ряда механизмов ткацкого станка.
Процесс формирования ткани удобно проследить на схеме ткацкого станка (рис. 1). Основными составными частями его являются навой 1 с навитыми на нем нитями основы 2, ремизный механизм 5, батанный механизм 15, механизм прокладывания уточной нити 6 (на схеме этот механизм не показан) и вальян 9.
Нити основы 2, сматываясь с навоя 1, огибают скало 3, проходят ламельный прибор 4, ремизные рамки 5, бердо батана 15 и зону формирования ткани. Готовая ткань 8 огибает грудницу 10, вальян 9, прижимной валик 11 и навивается на товарный валик 12.
Все механизмы ткацкого станка могут быть разделены на три основных вида: механизм привода и останова ткацкого станка, исполнительные механизмы ткацкого станка и механизмы контроля и автоматизации технологического процесса.
|
|
Механизм привода и останова ткацкого станка. Механизм привода ткацкого станка служит для передачи крутящего момента от индивидуального электродвигателя на главный вал и для обеспечения надежного останова станка.
Привод ткацкого станка состоит из электродвигателя 20, зубчатой или многоручейной клиноременной передачи 19, фрикционной муфты сцепления 16, тормозного механизма 17 и механической или электромагнитной системы включения (эта система на рис 1 не показана).
Механизм включения предназначен для растормаживания тормозного устройства 17 и включения фрикционной муфты сцепления 16. Обычно на ткацких станках устанавливают механизмы включения механического действия, которые представляют собой штангу с укрепленными на ней пусковыми ручками. Пусковая штанга связана системой рычагов с устройством 17 и 16.
Рисунок 1. Пространственная схема ткацкого станка
Механизм тормоза 17 предназначен для экстренного останова ткацкого станка. Механизм срабатывает как под действием пусковой штанги (преднамеренное выключение станка ткачом), так и от одного из механизмов, осуществляющих контроль качества вырабатываемой продукции и автоматизацию технологического процесса. Тормозное устройство обычно выполняется в виде ленточного или колодочного тормоза.
Механизм фрикционной муфты сцепления 16 служит для сочленения главного вала 14 и вращающегося шкива 18 через фрикционные муфты.
Конструктивные особенности ткацких станков, типа СТБ, требуют установки в системе привода дополнительных механизмов блокировки, которые предотвращают обратный ход механизмов станка (например, боевого механизма, механизма подъемника микрочелноков и т. д.)
|
|
.
Исполнительные механизмы ткацкого станка. Механизмы второй группы принимают непосредственное участие в процессе формирования ткани. К ним относятся механизмы прокладывания уточной нити, зевообразования 5, батанный 15, отпуска основы 21, товарный регулятор 9, а также механизм формирования кромки вырабатываемой ткани. Для пневматических и микрочелночных станков на рис. 1 этот механизм не показан.
Глава 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСТОВ И ПРИВОД ТКАЦКОГО СТАНКА
ОСТОВ СТАНКА
Остов—основание, на котором крепятся все механизмы станка. Он имеет массивную и прочную конструкцию, так как должен выдерживать все динамические (ударные) нагрузки, возникающие в результате действия батанного, боевого и других механизмов.
Остов состоит из левой 1 (рис. 62) и правой 4 чугунных литых рам, соединенных нижними передней 7 и задней 2 связями. Вверху рамы соединяются грудницей 5, а в середине — средней круглой связью 3. Нижние передняя и задняя связи на концах имеют массивные приливы, что придает остову большую устойчивость. Для увеличения прочности остова рамы и связи имеют корытообразное сечение, причем наружные их стороны гладкие, а укрепляющие бортики 6 (ребра жесткости) обращены внутрь станка, что также повышает его устойчивость.
ПРИВОД СТАНКА
Привод станка обеспечивает включение электродвигателя и станка в работу, передачу движения от электродвигателя к механизмам станка и выключение главного вала станка. К приводу станка предъявляют следующие требования: пуск станка должен происходить быстро и плавно, останов станка — в возможно короткое время; скорость станка должна быть равномерной и соответствовать расчетной.
Рис. 2 Кинематическая схема АТ-100-5М
На схеме: 1. проступной вал, 2. главный вал, 3. электродвигатель, 4. фрикционная муфта 5. брус батана, 6. кулачки – движение боевым механизмам, 7. кулачек – движение уточной вилке, 8. кулачки – движение ремизкам, 9. механизм смены шпуль, 10. тормоз, 11. товарный регулятор.
От электродвигателя (рис.2.) через зубчатую передачу и фрикционную муфтудвижение передается главному валу станка. Для этого на валу электродвигателя крепится ведущая шестерня Z1 (сменная), которая может иметь разное число зубьев. От числа зубьев ведущей шестерни зависит скорость работы станка. Ведущая шестерня соединяется с фрикционной шестерней Z2 (ведомой), имеющей 138 зубьев и свободно сидящей на главном валу. При включенном электродвигателе обе шестерни постоянно вращаются.
Пуск и останов станка рукоятками происходит при включенном электродвигателе замыканием фрикциона. В этот момент движение от вала электродвигателя через шестерни Z1и Z2 передается главному валу 2, так как фрикционное устройство 4, соединяет шестерню Z2 с валом.
Через ходовые шестерни, Z3 и Z4 движение передается среднему валу 2. Ходовая шестерня Z3 имеет 38 зубьеви жестко крепится на главном валу станка. Шестерня Z4, посаженная на средний вал, имеет вдвое большее число зубьев (Z4= 76), поэтому средний вал вращается в два раза медленнее, чем главный.
Главный вал имеет два колена (поэтому этот вал часто называют коленчатым), с помощью которых вращательное движение вала преобразуется в возвратно-поступательное движение батанного механизма.
На главном валу кроме фрикционного механизма справа и тормозного шкива слева с помощью болтов на обоих концах крепятся маховики. Они служат для поворота главного вала от руки.
|
|
На главном валу крепится звездочка, с помощью которой получает движение основонаблюдатель. Таким образом, от главного вала получают движение средний вал, батанный механизм и основонаблюдатель. От батанного механизма движение передается механизму автоматической смены шпуль, основному и товарному регулятору и ряду других механизмов ткацкого станка.
На среднем валу закрепляются эксцентрики боевого и зевообразовательного механизма и эксцентрик уточной вилочки, через которые эти механизмы получают движение.
Расчет ведется по формуле:
, [1]
Где: nГ.В. – частота вращения главного вала станка, об/мин.
ZСМ – число зубьев сменной шестерни;
f – коэффициент скольжения между дисками фрикциона (f = 0,5..0,8);
ZФ – число зубьев фрикционной шестерни (ZФ =138).
Пуск и останов станка осуществляется пусковыми рукоятками 1 (рис. 65). На станке АТ-100-5М установлены три пусковые рукоятки: две со стороны грудницы и одна со стороны скала (на рисунке не показана). Пусковые рукоятки выполнены в виде двуплечих рычагов.
При повороте одной из трех рукояток на себя (по стрелке) валик 4 поворачивается и через тягу 7 и проушину 8 движение передается рычагам ползушки 22 вправо. Вместе с ползушкой перемещается приводная вилка 24 и муфта включения. В результате нажимные собачки 23 (см. также позицию 7 на рис. 64) поднимутся по конусу муфты 20 и нажимными винтами 19 нажмут на приливы нажимного диска 18. Нажимной диск переместится к упорному диску 15 и фрикцион включит главный вал станка. Закрепленная на валу шпонкой 14 малая ходовая шестерня 16 через шестерню 30 передаст движение 1среднему валу 28.
При останове станка рукояткой или автоматическими устройствами детали механизма занимают первоначальное положение. Этому способствует пружина 27, насажанная на шток 25. Левый конец пружины 27 опирается на ползушку 22, а правый конец—на установочное кольцо 26. При пуске станка пружина сжимается, а при выключении разжимается, способствуя быстрому останову станка.
|
|
На станке АТ-100-5М установлен колодочный тормоз главного вала станка. Тормозной шкив 1 (рис. 66) шпонкой 31 крепится на левом конце главного вала 32. Внутри обода шкива расположены полукруглые тормозные колодки: верхняя 30, нижняя 28. Колодки стягиваются пружинами 27. На поверхность колодок, прижимающуюся к шкиву, набивают кожу для увеличения силы трения при торможении.
При останове станка левая пусковая рукоятка 9 поворачивается на оси 11, перемещая тягу 20 и освобождая плечо 21 трехплечего рычага 24. Под действием пружины 16 горизонтальное плечо 15 рычага опускается вниз, вращаясь на оси 23. Вертикальное плечо рычага 24 перемещается вправо и надавливает на регулировочный болт 5 муфты 22. Эта муфта двумя болтами 4 закреплена на тяге 25 тормозных колодок, поэтому вместе с муфтой перемещается и тяга. При этом поворачивается рычаг 26, соединяющий тягу с кулачком 2, который большими радиусами устанавливается против колодок. Колодки раздвигаются и прижимаются к ободу шкива. В результате трения между колодками и шкивом неподвижно установленные колодки затормаживают шкив, а вместе с ним и главныйвал станка.
При пуске станка рукоятка 9 поворачивается вправо, перемещая за собой тягу 20. В результате горизонтальное плечо 15 рычага 24 поднимается, натягивая пружину 16. Вертикальное плечо рычага 24 освобождает муфту 22, и тяга 25 перемещается влево. Кулачок 2 устанавливается между колодками малыми радиусами. Колодки под действием пружин 27 отходят от шкива, растормаживая станок.
Торможение станка может произойти при недолете челнока в челночную коробку. Для поворота главного вала вручную тормозной шкив 1 растормаживают рукояткой 10.
Лекция №12