Образование ткани на ткацком станке. Назначение основных механизмов

Ткань на ткацком станке образуется в результате перепле­тения двух ниточных систем, расположенных в двух взаимно пер­пендикулярных направлениях. Этот процесс формирования ткани сопровождается сложной работой целого комплекса механизмов, обеспечивающих сам процесс тканеобразования, а также контроль за ним и за работой ряда механизмов ткацкого станка.

Процесс формирования ткани удобно проследить на схеме ткацкого станка (рис. 1). Основными составными частями его являются навой 1 с навитыми на нем нитями основы 2, ремизный механизм 5, батанный механизм 15, механизм прокладывания уточ­ной нити 6 (на схеме этот механизм не показан) и вальян 9.

Нити основы 2, сматываясь с навоя 1, огибают скало 3, проходят ламельный прибор 4, ремизные рамки 5, бердо батана 15 и зону формирования ткани. Готовая ткань 8 огибает грудницу 10, вальян 9, прижимной валик 11 и навивается на товарный ва­лик 12.

Все механизмы ткацкого станка могут быть разделены на три основных вида: механизм привода и останова ткацкого станка, исполнительные механизмы ткацкого станка и механизмы кон­троля и автоматизации технологического процесса.

 

Механизм привода и останова ткацкого станка. Механизм привода ткацкого станка служит для передачи крутящего момента от индивидуального электродвигателя на главный вал и для обес­печения надежного останова станка.

Привод ткацкого станка состоит из электродвигателя 20, зуб­чатой или многоручейной клиноременной передачи 19, фрикционной муфты сцепления 16, тормозного механизма 17 и механиче­ской или электромагнитной системы включения (эта система на рис 1 не показана).

Механизм включения предназначен для растормаживания тор­мозного устройства 17 и включения фрикционной муфты сцепле­ния 16. Обычно на ткацких станках устанавливают механизмы включения механического действия, которые представляют собой штангу с укрепленными на ней пусковыми ручками. Пусковая штанга связана системой рычагов с устройством 17 и 16.

 

Рисунок 1. Пространственная схема ткацкого станка

 

Механизм тормоза 17 предназначен для экстренного останова ткацкого станка. Механизм срабатывает как под действием пу­сковой штанги (преднамеренное выключение станка ткачом), так и от одного из механизмов, осуществляющих контроль качества вырабатываемой продукции и автоматизацию технологического процесса. Тормозное устройство обычно выполняется в виде лен­точного или колодочного тормоза.

Механизм фрикционной муфты сцепления 16 служит для сочле­нения главного вала 14 и вращающегося шкива 18 через фрикцион­ные муфты.

Конструктивные особенности ткацких станков, типа СТБ, требуют установки в системе привода дополнительных ме­ханизмов блокировки, которые предотвращают обратный ход ме­ханизмов станка (например, боевого механизма, механизма подъ­емника микрочелноков и т. д.)

.

Исполнительные механизмы ткацкого станка. Механизмы вто­рой группы принимают непосредственное участие в процессе фор­мирования ткани. К ним относятся механизмы прокладывания уточной нити, зевообразования 5, батанный 15, отпуска основы 21, товарный регулятор 9, а также механизм формирования кромки вырабатываемой ткани. Для пневматических и микрочелночных станков на рис. 1 этот механизм не показан.

 

Глава 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСТОВ И ПРИВОД ТКАЦКОГО СТАНКА

 

ОСТОВ СТАНКА

 

Остов—основание, на котором крепятся все механизмы станка. Он имеет массивную и прочную конструкцию, так как должен выдерживать все динамические (ударные) нагрузки, возникаю­щие в результате действия батанного, боевого и других меха­низмов.

Остов состоит из левой 1 (рис. 62) и правой 4 чугунных ли­тых рам, соединенных нижними передней 7 и задней 2 свя­зями. Вверху рамы соединяются грудницей 5, а в середине — средней круглой связью 3. Нижние передняя и задняя связи на концах имеют массивные приливы, что придает остову боль­шую устойчивость. Для увеличения прочности остова рамы и связи имеют корытообразное сечение, причем наружные их стороны гладкие, а укрепляющие бортики 6 (ребра жестко­сти) обращены внутрь станка, что также повышает его устой­чивость.

 

 

 

ПРИВОД СТАНКА

 

Привод станка обеспечивает включение электродвигателя и станка в работу, передачу движения от электродвигателя к ме­ханизмам станка и выключение главного вала станка. К при­воду станка предъявляют следующие требования: пуск станка должен происходить быстро и плавно, останов станка — в воз­можно короткое время; скорость станка должна быть равно­мерной и соответствовать расчетной.

                                         

 

Рис. 2 Кинематическая схема АТ-100-5М

 

На схеме: 1. проступной вал, 2. главный вал, 3. электродвигатель, 4. фрикционная муфта 5. брус батана, 6. кулачки – движение боевым механизмам, 7. кулачек – движение уточной вилке, 8. кулачки – движение ремизкам, 9. механизм смены шпуль, 10. тормоз, 11. товарный регулятор.

 

От электродвигателя (рис.2.) через зубчатую передачу и фрикционную муфтудвижение передается главному валу станка. Для этого на валу электродвига­теля крепится ведущая шес­терня Z1 (сменная), которая может иметь разное число зу­бьев. От числа зубьев веду­щей шестерни зависит ско­рость работы станка. Веду­щая шестерня соединяется с фрикционной шестерней Z2 (ведомой), имеющей 138 зу­бьев и свободно сидящей на главном валу. При включенном электродвигателе обе шестерни постоянно враща­ются.

Пуск и останов станка рукоятками происхо­дит при включенном элек­тродвигателе замыканием фрикциона. В этот момент движение от вала электро­двигателя через шестерни Z1и Z2 передается главному валу 2, так как фрикцион­ное устройство 4, соединяет шестерню Z2 с валом.

Через ходовые шестерни, Z3 и Z4 движение передается среднему валу 2. Ходовая шестерня Z3 имеет 38 зубьеви жестко крепится на главном валу станка. Шестерня Z4, посаженная на средний вал, имеет вдвое большее число зубьев (Z4= 76), поэтому средний вал вращается в два раза медленнее, чем главный.

Главный вал имеет два колена (поэтому этот вал часто на­зывают коленчатым), с помощью которых вращательное дви­жение вала преобразуется в возвратно-поступательное движе­ние батанного механизма.

На главном валу кроме фрикционного механизма справа и тормозного шкива слева с помощью болтов на обоих концах крепятся маховики. Они служат для поворота главного вала от руки.

На главном валу крепится звездочка, с помощью которой получает движение основонаблюдатель. Таким образом, от главного вала получают движение средний вал, батанный ме­ханизм и основонаблюдатель. От батанного механизма движе­ние передается механизму автоматической смены шпуль, ос­новному и товарному регулятору и ряду других механизмов ткацкого станка.

На среднем валу закрепляются эксцентрики боевого и зевообразовательного механизма и эксцентрик уточной вилочки, через которые эти механизмы получают движение.

Расчет ведется по формуле:

 

,                   [1]

 

Где: nГ.В. – частота вращения главного вала станка, об/мин.

ZСМ – число зубьев сменной шестерни;

f – коэффициент скольжения между дисками фрикциона (f = 0,5..0,8);

ZФ – число зубьев фрикционной шестерни (ZФ =138).

 

           

Пуск и останов станка осуществляется пусковыми рукоят­ками 1 (рис. 65). На станке АТ-100-5М установлены три пу­сковые рукоятки: две со стороны грудницы и одна со стороны скала (на рисунке не показана). Пусковые рукоятки выпол­нены в виде двуплечих рычагов.

При повороте одной из трех рукояток на себя (по стрелке) валик 4 поворачивается и через тягу 7 и проушину 8 движе­ние передается рычагам ползушки 22 вправо. Вместе с пол­зушкой перемещается приводная вилка 24 и муфта включения. В результате нажимные собачки 23 (см. также позицию 7 на рис. 64) поднимутся по конусу муфты 20 и нажимными вин­тами 19 нажмут на приливы нажимного диска 18. Нажимной диск переместится к упорному диску 15 и фрикцион включит главный вал станка. Закрепленная на валу шпонкой 14 малая ходовая шестерня 16 через шестерню 30 передаст движение 1среднему валу 28.

При останове станка рукояткой или автоматическими устройствами детали механизма занимают первоначальное по­ложение. Этому способствует пружина 27, насажанная на шток 25. Левый конец пружины 27 опирается на ползушку 22, а правый конец—на установочное кольцо 26. При пуске станка пружина сжимается, а при выключении разжимается, способ­ствуя быстрому останову станка.

На станке АТ-100-5М установлен колодочный тормоз глав­ного вала станка. Тормозной шкив 1 (рис. 66) шпонкой 31 крепится на левом конце главного вала 32. Внутри обода шкива расположены полукруглые тормозные колодки: верхняя 30, нижняя 28. Колодки стягиваются пружинами 27. На по­верхность колодок, прижимающуюся к шкиву, набивают кожу для увеличения силы трения при торможении.

 

При останове станка левая пусковая рукоятка 9 поворачи­вается на оси 11, перемещая тягу 20 и освобождая плечо 21 трехплечего рычага 24. Под действием пружины 16 горизон­тальное плечо 15 рычага опускается вниз, вращаясь на оси 23. Вертикальное плечо рычага 24 перемещается вправо и надав­ливает на регулировочный болт 5 муфты 22. Эта муфта двумя болтами 4 закреплена на тяге 25 тормозных колодок, поэтому вместе с муфтой перемещается и тяга. При этом поворачива­ется рычаг 26, соединяющий тягу с кулачком 2, который боль­шими радиусами устанавливается против колодок. Колодки раздвигаются и прижимаются к ободу шкива.   В результате трения между колодками и шкивом неподвижно установлен­ные колодки затормаживают шкив, а вместе с ним и главныйвал станка.

При пуске станка рукоятка 9 поворачивается вправо, пере­мещая за собой тягу 20. В результате горизонтальное плечо 15 рычага 24 поднимается, натягивая пружину 16. Вертикальное плечо рычага 24 освобождает муфту 22, и тяга 25 перемеща­ется влево. Кулачок 2 устанавливается между колодками ма­лыми радиусами. Колодки под действием пружин 27 отходят от шкива, растормаживая станок.

Торможение станка может произойти при недолете челнока в челночную коробку. Для поворота главного вала вручную тормозной шкив 1 растормаживают рукояткой 10.

 

Лекция №12

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: